США: ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЕТЫ, А ПОЛИТИКА — ПОТОМ

Поделиться
Сообщение о предстоящей «сделке века» мало для кого оказалось неожиданным, но еще меньшее количес...

Сообщение о предстоящей «сделке века» мало для кого оказалось неожиданным, но еще меньшее количество людей оставило равнодушными: на этой неделе крупнейшие американские авиакосмические корпорации «Боинг» и «Макдоннел-Дуглас» объявили о своем слиянии. Собственно, речь идет о фактическом приобретении «Боингом» компании «Макдоннел-Дуглас» за $13,3 миллиарда.

Сумма, что и говорить, внушительная, и все же повышенный интерес к этой торговой операции объясняется не только количеством фигурирующих в ней нулей. Речь идет об изменениях в расстановке сил, причем не только на американском и мировом рынках авиакосмической индустрии.

Компания «Боинг» была основана в 1916 году и поначалу специализировалась на почтовых и пассажирских перевозках, причем в последних она особенно преуспела после второй мировой войны. Начав с очень удачной разработки пассажирского лайнера 707, компания продолжила работу в этом направлении и обеспечила себе мировое лидерство созданием самой популярной модели 747. Штаб-квартира компании расположена в Сиэтле, количество рабочих мест достигает 145 000, а годовой оборот за 1995 год составил $19,7 миллиарда.

История компании «Макдоннел-Дуглас» начинается с создания в 1920 году компании «Дуглас Эркрафт», занявшей лидирующее положение среди производителей винтовых пассажирских самолетов. Однако разработка первого авиалайнера DC-18 привела к большому перерасходу денежных средств, в результате чего компания была вынуждена объединиться в 1967 году с «Макдоннел Эркрафт». В историю авиакосмической промышленности «Макдоннел-Дуглас» вошла как создатель космических капсул «Меркюри» и «Джемини», а также морского истребителя

F-18, истребителя F-15, космического пускового комплекса «Дельта», пассажирских и грузовых самолетов. Оборот компании за 1995 год составил $14,4 миллиарда, штаб-квартира находится в Сент-Луисе, а количество рабочих мест достигает 64 000. Как видно, эти компании имеют между собой много общего, но есть у них и одно существенное отличие: если «Боинг» закончила 1995 год с чистым доходом $393 миллиона, то убытки «Макдоннел-Дуглас» составили $416 миллионов.

Новая компания сохранит название «Боинг», ее штаб-квартира останется в Сиэтле, а годовой оборот, по предварительным оценкам, составит 48 миллиардов долларов. На корпорацию будет работать более 200 тысяч человек в 26 американских штатах. Руководители компаний заявили, что никаких сокращений рабочих мест не предвидится, а с учетом новых заказов, полученных «Боингом» в последнее время, возможно, даже придется расширять производство.

Эта сделка станет 10-й крупнейшей сделкой за всю историю Соединенных Штатов Америки и самой крупной за всю историю авиакосмической индустрии. Однако не менее судьбоносной она может оказаться и для американской как внутренней, так и внешней политики. «Боинг» и так уже в качестве крупнейшего в стране экспортера создавал немало проблем для официального Вашингтона, являясь дополнительным источником напряжения в американо-европейских и американо-китайских отношениях.

Американские политики стоят сейчас перед нелегким выбором: то ли пойти навстречу растущим запросам нового быстро растущего рынка авиалайнеров и предоставить в распоряжение Пекина передовые технологии создания пассажирских и даже, по мнению некоторых, военных самолетов, то ли отказаться от выгодной сделки, но зато упиваться лаврами бескомпромиссного борца за права человека. Учитывая, что несколько лет назад каждый седьмой построенный «Боингом» самолет приобретался Китаем, не трудно предугадать вектор приложения ставшей еще более влиятельной политической силы.

Пристального внимания заслуживают также деловые контакты «Боинга» с Пентагоном. Сообщение о сделке последовало всего через месяц после того, как Пентагон объявил, что у «Макдоннел-Дуглас» нет никаких шансов получить заказ на строительство нового суперистребителя «Джойнт-страйк», тогда как «Боинг» стал одним из двух финалистов в острой конкурентной борьбе за этот подряд. Слияние же этих двух компаний сделало «Боинг» вторым субподрядчиком Пентагона (после «Локхид-Мартин Корпорейшн»), но зато номером первым среди производителей авиакосмического оборудования, крупнейшего и наиболее перспективного сектора военного ведомства.

Все это не может не вызывать беспокойства в политических кругах всего мира. То, что интересы «Боинга» будут оказывать существенное влияние на интересы официального Вашингтона, сомнения ни у кого не вызывает. Зато, по словам одного из высших чиновников министерства иностранных дел США, перефразировавшего известное изречение о «Дженерал Моторс», «возникает вопрос, пойдет ли то, что идет на благо интересам «Боинга», на благо интересам Америки» и всего мира.

Оксана Приходько

(По материалам

The New York Times)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме