Теплое бабье лето, которое подарил нам октябрь, позволило интенсифицировать свеклоуборочные работы. Есть основания полагать, что планируемые 26 - 27 миллионов тонн корнеплодов земледельцы успеют до холодов «вытянуть» из земли и вывезти на сахарные заводы. Судя по сводкам, на 28 октября сюда уже доставлено 16,6 миллиона тонн корнеплодов и около 3 миллионов тонн ожидало своей очереди на перевозку. Около 10 миллионов тонн переработано, из них получено 1,13 миллиона тонн сахара.
Сегодня конвейер «поле - завод» набрал, наконец, те же темпы, что и в прошлом году, когда на заводы ежедневно доставлялось около 800 тысяч тонн корнеплодов.
А вот дела у самих сахарников обстоят, увы, далеко не блестяще. Как сообщили корреспонденту «ЗН» в концерне «Укрсахар», к середине октября в ход было пущено только 169 из 191 сахарного завода. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в «сахарном Донбассе» - на Виннитчине, где из 41 завода не приступили к переработке свеклы 10. По одному-два не работало также в Одесской, Николаевской и Сумской областях. Часть этих предприятий не располагает достаточным количеством мазута, которое бы оправдывало их пуск.
Это, кстати, является главной болевой точкой отрасли: из-за отсутствия мазута стоят десять предприятий по производству сахара, 8 из них - в Винницкой области. Вместе с тем приобрести достаточное количество топлива у украинских поставщиков не представляется возможным: во-первых, из-за отсутствия средств у переработчиков, во-вторых, из-за ограниченного количества поступающей сейчас в Украину нефти. А все усилия, направленные на получение мазута непосредственно от российских производителей на условиях бартера, наталкиваются пока на барьер в виде 20-процентного НДС на импорт. В свою очередь российские таможенники требуют уплаты недавно установленного 10-процентного НДС на ввоз украинского сахара на территорию РФ.
Не менее драматичная ситуация сложилась и с доставкой на завод свеклы с периферийных свеклоприемных пунктов. Та же причина - отсутствие горючего. Но и на этом проблемы у сахарной отрасли не исчерпываются. Железные дороги, и особенно Юго-Западная, у которых также возникла «напряженка» с дизельным топливом для тепловозов, постоянно задерживают доставку на заводы сахарной свеклы и известкового камня. Только по этой причине находится под угрозой нормальная работа 28 предприятий по производству сахара...
Однако, даже если в результате своевременного оказания помощи руководством страны свеклосахарному комплексу удастся преодолеть все указанные трудности и выдать «на-гора» запланированные (или, вернее, прогнозируемые) 3,1 миллиона тонн сахара, проблем в нем не уменьшится, а экономическое положение отечественной сахарной промышленности не улучшится ни на йоту. К сожалению, болезнь в отрасли приобрела хронический характер. По данным концерна «Укрсахар», кредиторская задолженность сахарных заводов Украины по состоянию на 1 октября 1996 года составила 470 млн. гривен. Сумма одолженных финансовых ресурсов превышает собственные средства производств отрасли. Кроме того, долг перед госбюджетом составил 101 млн. гривен.
Чтобы избежать подобного в дальнейшем, взаиморасчеты между партнерами при переработке давальческой свеклы должны производиться только пропорционально фактическим затратам на производство сахарной свеклы и сахара согласно заключенным партнерами контрактам без вмешательства каких-либо органов государственного управления. Нельзя забывать, что абсолютизированный норматив компенсации затрат свекловичников и сахарников в размере соответственно 70 и 30 процентов отвечает реальному положению вещей лишь в том случае, когда загрузка сахарного завода соответствует оптимальному, 100 - 105-дневному сроку работы. А при недостаточных объемах производства свеклы это соотношение должно изменяться...
Еще одной животрепещущей проблемой является упорядочение внутреннего и внешнего рынков украинского сахара. Первого - путем квотирования его поставок в торговлю и установления минимально допустимой цены на сахарную свеклу и сахар. Второго - введением системы продажи на региональном уровне через существующие ассоциации сахарной промышленности или аграрные биржи. Таковы, если вкратце, предложения специалистов концерна «Укрсахар».
Насколько хороши эти механизмы, возможна ли альтернатива им - должна была уже к 1 октября определиться межведомственная комиссия по вопросу регулирования рынка сахара. Ее создание предусматривалось постановлением Кабинета министров Украины от 6 сентября 1996 года № 1062 «Об увеличении объемов производства сахара и упорядочения его реализации». Комиссия должна была представить свои предложения с учетом мирового и отечественного опыта. Однако, по сведениям из хорошо информированных источников, к работе в октябре она так и не приступила. Говорят, все ищут председателя.
Тем временем руководство концерна «Укрсахар» направило на имя Президента и премьер-министра письма с конкретными предложениями по сохранению и дальнейшему развитию свеклосахарного комплекса Украины. В них, в частности, содержится просьба отсрочить на пять лет платежи в бюджет за 1995 год, которые сложились по балансам сахарных заводов по состоянию на 1 июля 1996 года.
Услышат ли этот крик души одной из важнейших отраслей руководители страны? Ведь не хотят же они, право, чтобы их и наши дети и внуки ели сахар не украинского, а чужеземного производства.