Представителям Буковины акция Кабмина по изъятию автомашин ничем не угрожала, так как в Переяслав-Хмельницкий они прибыли организованно, в одном автобусе обладминистрации. Но не успели они разъехаться по домам, как та же неприятная процедура постигла и их. Соответствующие службы полным ходом набросились выполнять президентский указ и распоряжения Кабмина. За несколько дней на штраф-площадку облГАИ было доставлено девять легковых автомобилей, а с пяти сняли номера. Но это, как говорится, «цветочки». Всего движимого имущества с предприятий-должников на сегодняшний день описано на сумму более 35 миллионов гривен. Если намеченные мероприятия будут до конца реализованы, то у таких предприятий предположительно будет отнято около 900 автомобилей на общую сумму около 2 миллионов грн. Недоимка в бюджет же составляет 33 миллиона.
Но в процессе «национализации» машин неучтены некоторые «но». Скажем, для того, чтобы оценить автомобиль, необходимо соответствующее заключение эксперта, которое кто-то должен оплатить. Механизма покрытия таких издержек, как известно, не существует. Неизвестно также, за чей счет будут сниматься и ставиться на учет такие машины в ГАИ, - для этого ведь тоже нужны средства.
Добровольно же далеко не все руководители слепо подписывают обязательства относительно ликвидации задолженности, понимая, что таким образом сами себя садят в «долговую яму». Но 46 смельчаков в области нашлось. Они дали письменные заверения, что в течение августа погасят задолженность на общую сумму 7 млн. грн. Прошло три недели - и всего в бюджете появилось… 50 тысяч.
В такой ситуации отдельные директора предприятий решили пойти проторенным путем и взяли в банках кредиты на сумму 2 миллиона гривен. Для погашения задолженности. Таким образом они дали возможность заработать банкам 60-70 процентов годовых, поставив себя в другую зависимость, теперь-то уж точно угрожающую банкротством.
Кое-кто спасает свое кресло, отдавая под залог еще неполученный сахар; «гасят» пенсии зерном. Но задолженность все равно возрастает, ведь при выплате зарплаты продукцией, около 40 процентов ее необходимо сразу же отдать в Пенсионный и Чернобыльский фонды. Получается заколдованный круг: чем больше покроешь долгов, тем больше их и будет. Особая опасность возникает для многих сельскохозяйственных коллективов, чья - с перепугу - послушность обернется потерей возможности обеспечить себя семенами и кормами. (В прошлом году бывший губернатор в течение короткого времени добился увольнения более 20 руководителей хозяйств, вот и боятся оставшиеся, что недавно назначенный глава обладминистрации Т.Бауэр в первые месяцы своей работы вряд ли окажется снисходительней). Уже даже подсчитано, что область может оставить для своих нужд… 36 процентов фуражного зерна. А чем прикажете кормить скот зимой?
Сейчас буковинский АПК имеет задолженность по разным статьям почти в 20 миллионов гривен. По последним данным, «погасить» удалось только 2 млн. Если такими темпами ее ликвидировать и впредь, то коллективным и перерабатывающим предприятиям все равно не удастся достичь прорыва. Практически все они уже давно на картотеке: к примеру, в самом экономически сильном Кицманском районе только три хозяйства имеют на счету какую-то копейку. Что уж говорить о положении в горных - Путильском, Вижницком, Сторожинецком, да и других! У них хоть машины отбирай, хоть целые хозяйства с молотка продавай - всей задолженности все равно не погасить.
На многих работающих промышленных предприятиях положение такое же. Не дав им в свое время удержаться на плаву, правительство теперь из них пытается административными методами хоть что-то выдавить. Но много ли выдавишь из экономики, идущей вразнос?