Два года назад Харьковский авиационный завод напоминал кладбище. Сборка поражала безлюдьем и тишиной. Казалось, сама жизнь на предприятии остановилась. То ли дело сегодня: завод, который не мог загрузить специалистов работой и на три часа в день, нынче трудится круглосуточно и сверхурочно.
- Теперь мы живем: тратим средства на поддержание основных фондов, работаем над имиджем предприятия, - говорит генеральный директор ХАЗа Анатолий Мялица. - На 1998 год загружены заказами на 100 процентов. Все, что стоит сегодня на сборке, уже продано. В свое время ХАЗ выпускал до 70 самолетов Ту-134 в год, кроме этого, мы делали беспилотную технику, самолет-разведчик Ту-141 и ракету «воздух-земля». Наши мощности позволяют выполнять любые заказы.
Сейчас, когда на рынке авиастроения идет большая конкурентная борьба, заводу есть что предложить заказчикам. Это самолет Ан-74 - машина укороченного взлета и посадки. Предприятие приступило и к серийному производству регионального 53-местного пассажирского самолета Ан-140, который в ближайшее время заменит на авиалиниях хорошо известные машины Ан-24 и Ан-26. Конструкторские особенности Ан-140 (высокоплан с палубным оперением и установленными на крыле турбовинтовыми двигателями) обеспечивают возможность эксплуатации самолета на недостаточно подготовленных взлетно-посадочных полосах, в различных климатических и метеорологических условиях. По объему грузовых отсеков Ан-140 превышает все существующие в мире аналоги. Кроме того, Ан-140 не менее комфортабелен, чем реактивный лайнер. В сравнении с Ан-24 он при одинаковой нагрузке расходует в два раза меньше горючего. При этом его производительность на 25 процентов выше, а для взлета и посадки требуется полоса в 1,6 раза меньше.
На ХАЗе идет сборка первых серийных самолетов Ан-140. На авиатрассах они появятся только после получения сертификата летной годности. Опытные самолеты еще проходят сертификационные испытания в АНТК им.Антонова. По заявлению генерального конструктора Петра Балабуева, выдача сертификата ожидается в первом квартале следующего года. Конечно, в этих условиях запускать самолет в серию раньше срока рискованно, но харьковчане верят в машину и считают, что риск оправдан. Будет выиграно время, что в конкурентной борьбе немаловажно. По расчетам Анатолия Мялица, первый серийный самолет поднимется в воздух уже в конце этого года.
Специалисты считают, что спрос на эту машину может превышать тысячу единиц в ближайшие 10 лет. Только страны СНГ, в условиях подъема экономики, конечно, могли бы закупить порядка 600 самолетов.
Сегодня в Украине изготавливаются машины Ан-32 со всей комплектацией на Киевском авиазаводе и Ан-72, 74 - на ХАЗе. Они и по происхождению, и по производству являются украинскими, изготавливаются по мере поступления заказов. Однако рынок этот особым динамизмом не отличается. За 1993-97 годы продано 41 Ан-32 и порядка 40 Ан-72, 74. Государство на этих продажах заработало чуть более 1 млрд. долларов. Это немало, но и недостаточно, ибо в отрасли не было использовано даже половины ее мощности.
Производство новых машин открывает новые рубежи. Наряду с Ан-140 к серийному производству подошли Ан-70 и Ту-334, изготавливаемые на Киевском авиазаводе. Но есть проблемы…
- Чтобы вывести новые машины на серийное производство, необходимо финансирование, - говорит президент Ассоциации государственных предприятий «Укравиапром» Валерий Шмаров. - Для Ан-140 и Ан-70 недостает порядка 150 млн. долларов. Нужны государственные инвестиции. К примеру, даже при сохранении нынешнего налогового законодательства развитие производства Ан-70 до уровня 24 самолетов в год даст бюджету Украины примерно 80 млн. долларов, столько же могут составить и доходы предприятия.
Развитость экономики державы определяется, как правило, наличием высокотехнологичных, наукоемких отраслей, где продается интегральный национальный продукт: знание, интеллект, научные достижения, умение создавать. Среди тысяч направлений лидируют машиностроение, судо- и ракетостроение, авиация. Это сгусток национально богатства. Украина входит в список семи стран мира, имеющих собственную науку, проектирование, разработку, авиационные технологии, комплектацию, производство самолетов. Сегодня непосредственно в авиационной отрасли работают более 40 предприятий, где трудятся около 90 тысяч человек, еще порядка 50 заводов задействовано в кооперации. Увы, потенциал этот используется редко когда даже наполовину…