ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ

Поделиться
Вниманием туристов Запорожье отродясь не было обременено. Что, впрочем, и неудивительно. Слава инд...

«Но как назло на острове нет...»

Лишь в мае прошлого года, спустя восемь лет после признания Хортицы национальным заповедником, специальным распоряжением Кабмина были утверждены мероприятия по его развитию на 2001—2005 годы и даже определен объем финансирования. Правда, более чем скромный — всего лишь 10,5 млн. грн., но, как говорится, чем богаты, тем и рады. С радостью, увы, в очередной раз не заладилось. И неудивительно, если вникнуть в содержание документа. Минкультуры хоть и обязывали обеспечить финансирование мероприятий, но «в пределах средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных министерству на содержание заповедников». Уже этой оговорки было достаточно, чтобы уяснить: обещанных денег заповедник не получит. Ну а для особо непонятливых распоряжение содержало еще одну ссылку, предписывающую Минэкономики и Минфину предусмотреть выделение средств «с учетом реальных возможностей государства». Стоит ли удивляться, что, по заявлению местных властей, в 2001 году заповеднику выделили 9600 грн. вместо 343,9 тыс. обещанных, а в нынешнем — ни копейки вместо запланированных почти 2,4 млн.

В свете таких «реальных возможностей» незавидное состояние национальной святыни представляется само собой разумеющимся. Равно как и вполне убедительные, на первый взгляд, аргументы местных властей, администрации заповедника. Почему не произведена инвентаризация и не составлен госакт на постоянное пользование землей? Так ведь финансирование отсутствовало! О генплане развития заповедника и подавно не стоит спрашивать. Откуда же ему взяться, если государство денег не выделило...

Подытоживая свое восьмилетнее пребывание на посту генерального директора, отставной генерал-майор Георгий Крапивка признает, что коренные проблемы Хортицы до сих пор не решены. Прежде всего — это передача заповеднику земли, которой распоряжаются Запорожский горисполком и различные землепользователи, в ведении которых находятся 1800 из 2300 заповедных гектаров. «Фактически заповедника нет. Есть администрация, у которой нет почти никаких прав», — говорит гендиректор.

Любопытная, согласитесь, получается картина. Заповедника нет, но администрация имеется. Причем внушительная по количеству: 18 научных сотрудников и 70 служащих, включая 7 работников бухгалтерии. Квалификацией, судя по всему, персонал не блещет, поскольку в некоторых отделах за год полностью обновляется состав. Наверное, поэтому за последние восемь лет научные сотрудники заповедника не издали ни одной книги, монографии или сборника по проблемам заповедника. На этот счет у генерального директора имеется чрезвычайно любопытное объяснение: «Обвиняют нас в том, что мы не издаем книг по истории Хортицы. Но ведь перед заповедником никогда не ставилась такая цель». Не правда ли, похоже на оправдание нерадивого школьника, сводящееся к упрямому повторению «А нам этого не задавали»? И вообще, критические замечания в свой адрес Г.Крапивка расценивает не иначе как попытки покушения на занимаемое им руководящее кресло. «Кое-кто хочет стать директором заповедника», — считает он.

Что ж, может, и вправду будущее Хортицы не столь безнадежно, если у кое-кого еще не иссякло желание навести в заповеднике порядок. Правда, до сих пор подобные попытки администрацией заповедника не приветствовались. Например, совершенно нелепую историю поведал председатель экологической ассоциации «Экологическое образование» Виталий Шелегеда. Возглавляемая им организация, объединяющая запорожских школьников, хорошо известна в городе многими добрыми делами. До 1995 года ассоциация на договорных началах занималась восстановлением заповедной территории на острове. Усилиями юных экологов собраны и вывезены из балки Молодняга 80 тонн мусора и 18 тонн металлолома. Территорию, на которой прежде располагался один из поселков, дети спланировали и засадили деревьями. Однако, по словам В. Шелегеды, генеральный директор запретил дальнейшие работы под предлогом того, что заповедник занимается созданием генплана. Получается, горы мусора на Хортице просто необходимы для создания должной творческой атмосферы, без которой столь эпохальный документ сотворить невозможно...

Не в восторге от деятельности нынешней администрации заповедника и городские власти. В частности, комментируя одно из выступлений генерального директора, городской голова Запорожья Александр Поляк заявил: «Вот он (Г.Крапивка. — В.П.) говорит сегодня: дать статус поселкам. Но если мы даем статус поселкам, мы должны провести газ, дать электроэнергию, создать необходимые коммунальные условия... Подождите, а как же тогда статус заповедника, в котором ничего нельзя строить? Он должен говорить об отселении! Он должен, как директор национального заповедника, требовать у государства деньги. Ему за это платят зарплату».

Однако до требований дело не доходит. Наверное, потому, что они могут быть чреваты оргвыводами. Ведь намного проще и безопаснее не нарываться на конфликт, сводя причины всех бед к отсутствию финансового внимания со стороны обезличенного государства. Правда, такая позиция не может быть вечной. Одно из подтверждений тому — июньское решение Запорожского горисполкома о создании специальной комиссии, которая займется подготовкой... продажи земель острова. Первым шагом должно стать рассмотрение очередной сессией проекта временного приостановления решения городских властей о передаче острова государству.

— Остров Хортица — это неотъемлемая часть города, — полагает А.Поляк. — Мы ранее как бы подарили остров, фактически не спросив запорожцев их мнения. По предварительной, самой скромной оценке, земля на острове Хортица стоит полмиллиарда. Остров вообще бесценен. Получается, что ранее горсовет, отдавший бесплатно землю острова, лишил запорожцев громадных денег. Государство, получив в собственность остров и назвав его Национальным заповедником, ничего не сделало, не выполнило ряд обязательств.

Эта идея получила положительный отклик в депутатской среде.

— Остров имеет статус национального заповедника, а город, выходит, никакого отношения к нему не имеет, — говорит председатель комиссии горсовета по вопросам депутатской деятельности, регламента и правопорядка Геннадий Битюцкий. — Но заповедник расположен на территории Орджоникидзевского района, на его землях находятся 35 землепользователей, 44 объекта соцкультбыта. Наша комиссия считает, что остров Хортица должен принадлежать городу.

— Мое мнение: если кто-то хочет создать на острове Хортица заповедник, пусть выкупает землю и создает заповедник, — считает А. Поляк. — Сейчас остров, получивший статус национального заповедника, фактически никем не управляем. Остров погибает, потому что не развивается и не охраняется.

«На лицо ужасные, добрые внутри»

Одной из наиболее острых проблем отечественных заповедников является отсутствие у них законных прав на владение землей. По словам председателя комитета ВР по вопросам культуры и духовности Леся Танюка, сегодня ни один из заповедников не имеет соответствующего акта. Следовательно, вопрос о том, в чьей же собственности находится земля — коммунальной или государственной, не только создает предпосылки для конфликтов, но и существенно препятствует развитию заповедников. Наглядный тому пример — состояние дел на Хортице.

По сей день на острове, являющемся основной частью национального заповедника, расположены семь пляжей, лодочная станция, свыше 20 оздоровительных учреждений (санаториев, профилакториев, баз отдыха). Часть из них, по утверждению местных властей, уже стали собственностью зарубежных владельцев. Впрочем, отечественные хозяева островной недвижимости тоже не сидят сложа руки. Они сооружают или перестраивают усадьбы, гаражи, кафе, как правило, не утруждая себя получением официальных разрешений, зачастую нанося непоправимый ущерб историческим и природным памятникам.

Показательным примером подобного хозяйствования является судьба так называемых обкомовских дач. Во времена горбачевской перестройки комплекс капитальных строений был передан детскому пульмонологическому санаторию. Однако нуждам медицины ему суждено было служить недолго. В годы независимости санаторий из-за нехватки денег выселили в один из наиболее загрязненных районов города, а территория, обрамленная капитальным железобетонным забором, говорят, перешла в собственность областных управленческих структур. Очевидно, у них с деньгами получше, судя по отремонтированным на европейском уровне корпусам.

И что самое любопытное, далеко не все хозяева земли на острове имеют договоры на ее аренду. Многие попросту освобождены от этих расходов. Да и у тех, кто не удосужился титула vip-владельца, тоже вряд ли есть основания роптать на отсутствие благосклонности. Ведь ставка аренды заповедной земли не превышает тариф, установленный для заурядной городской территории.

Весьма вольготно ведут себя в национальном заповеднике любители активного отдыха, устраивая пикники даже в зоне абсолютной заповедности. Практически беспрепятственно орудуют на острове браконьеры, уничтожая нерестилища рыбы и диких животных. Это по их вине на Хортице исчезли лоси, а сейчас катастрофически уменьшается поголовье диких кабанов, косуль и прочего зверья. Впрочем, иначе и быть не может. Охрана заповедника, по большому счету, сводится к милицейскому посту на дороге в плавневую часть острова. Да и тот действует только в сезон сбора урожая фруктов и овощей. Ведь до сих пор свыше 1000 гектаров заповедной земли используется подчиненным администрации заповедника хозяйством для выращивания земляники, черешни, прочих фруктов, овощей и даже подсолнечника. Причем с применением химических средств защиты растений, что для заповедной земли вообще недопустимо. Не говоря уж о том, что в хозяйстве занимаются разведением свиней. Разумеется, не диких. Это дело, как известно, хлопотное, поэтому, наверное, нет времени на книги и монографии.

Наконец, еще одна больная тема Хортицы — ее жители. По приблизительным подсчетам, постоянное население острова составляет порядка 3 тыс. человек. Точное количество обитателей, увы, неизвестно, поскольку прописка на острове запрещена с апреля 1993 года в соответствии с постановлением Кабмина. Исходя из содержания третьего пункта документа, в том же году намечалось решить и вопрос об их отселении. Но проблема, что называется, зависла, и перспективы весьма туманны. А ведь, в частности, для жителей 270 квартир бывшего научного городка она далеко не второстепенная. Приватизировать жилье им запрещено, прописывать родственников — тоже. Таковы требования закона. И вроде бы они справедливы, да только люди совершенно не могут взять в толк, каким образом нарушится заповедный режим, если собственниками своего жилья станут они, а не государство? Может быть, многоэтажки намерены снести? Тогда зачем к ним прокладывают новые коммуникации? С чего бы это вдруг власти занялись благоустройством быта островитян? Слишком уж сильно это смахивает на простой и циничный расчет: со временем пожилые люди, которых в городке большинство, покинут этот мир. Кто станет новыми собственниками их квартир — остается только догадываться...

Эти и многие другие вопросы относительно судьбы Хортицы и живущих на ней людей будут оставаться невыясненными до тех пор, пока власть не определится, как же в действительности она хочет обустроить остров. И вряд ли существует иной способ решения проблемы, нежели принятие реального, научно обоснованного генерального плана развития заповедника. Именно плана, а не эрзац-проекта, озаглавленного «Концепцией развития Национального заповедника «Хортица», который сочинила группа запорожских чиновников. Он изначально вызвал диаметрально противоположные оценки, подлив масла в огонь давней дискуссии о будущем Хортицы.

Гендиректор Крапивка полагает, что «ажиотаж вокруг заповедника начался с выборов в Верховную Раду». Наверное, он таки прав. Стоит лишь добавить, что появление на свет «Концепции» сыграло в его развитии далеко не последнюю роль. Особенно той части документа, где идет речь о первоочередных задачах в сфере развития транспортной инфраструктуры Национального заповедника. И в частности — о строительстве новых мостовых переходов через Днепр.

«Вроде не бездельники и могли бы жить»

Для располагавшегося на левом берегу Днепра Александровска, впоследствии переименованного в Запорожье, мост через реку был далеко не первой необходимостью. Потребность в нем возникла в связи со строительством Екатерининской железной дороги. Так в начале XX века город обзавелся крупнейшим в Европе двухъярусным металлическим однопролетным консольным Кичкасским мостом. Правда, век его оказался недолгим — уже в 1931 году мост демонтировали, иначе с вводом в эксплуатацию Днепрогэса он бы оказался отрезанным от берегов. С развитием металлургического комплекса город обзавелся еще двумя мостовыми переходами через Хортицу. Во время войны они были разрушены, а на их месте возвели новые мосты по проекту инженера Бориса Преображенского. На некоторое время транспортная проблема для Запорожья была решена, но вскоре она вновь стала проявляться с нарастающей остротой.

С начала 70-х началась интенсивная застройка правобережья, жители которого вскоре составили без малого треть населения областного центра. Чтобы как-то улучшить транспортное сообщение двух городских территорий, в 1974 году был возведен арочный мост, соединивший правый берег с островом Хортица. Однако строительство было настолько поспешным, что брак проявился уже при испытании. Под нагрузкой несущая балка разрушила бетонную шкафную стенку, но акт приемки все же был подписан, и мост досрочно ввели в эксплуатацию. В итоге всего через 16 лет просел и лопнул в нескольких местах один из устоев моста, начали уходить в грунт сваи. По приблизительным подсчетам, на ремонт требовалось 3 млн. грн. Однако ни у местных властей, ни у правительства таких денег не нашлось, поэтому в середине прошлого года движение по аварийному мосту закрыли. А тем временем мосты Преображенского стали испытывать более чем двукратную нагрузку, к тому же в аварийном состоянии оказался мостовой переход через плотину Днепрогэса.

То, что без дополнительного мостового перехода полноценная жизнь города невозможна, давно ни у кого не вызывает сомнения. Проблема лишь в том, где взять деньги на его строительство. Ведь, по самым скромным подсчетам, потребуется не менее 200 млн. долл. Это почти в 2,5 раза превышает бюджет областного центра на нынешний год. Надеяться, что нужную сумму выделит правительство, по меньшей мере, наивно. Поэтому местные власти периодически возвращаются к проблеме, решение которой всякий раз откладывается на будущее. Какие только проекты не рассматривались — и сбора средств за счет введения платного проезда по действующим мостовым переходам, и наведения понтонной переправы, и строительства парома... Но, увы, все они оказывались либо несостоятельными, либо слишком затратными. И всякий раз проблема строительства моста касалась Хортицы. Остров непременно рассматривался как составная часть транспортной магистрали, что по замыслу инициаторов позволяло удешевить строительные расходы.

Одним из наиболее резонансных стало обсуждение проекта строительства мостов, разработанного в конце 80-х по заданию городских властей. Особенность его заключалась в том, что с целью экономии средств предполагалось проложить магистраль по заповедной части острова. Власти настаивали на том, что этот проект наиболее реальный для воплощения в жизнь. Экологи, разумеется, были категорически против. Дискуссия приобрела такую остроту, что решено было прибегнуть к своеобразному референдуму. В местной газете (тогда еще печатном органе обкома КПУ) были представлены четыре варианта предлагаемых мостовых переходов. И хотя поддерживаемый властями проект преподнесли в наиболее выгодном свете, случилось непредвиденное. Из более чем 6 тыс. принявших участие в обсуждении горожан лишь менее трети готовы были пожертвовать Хортицей ради решения транспортной проблемы. Половина участников опроса высказалась за то, что мост нужно строить южнее, в обход острова.

«По такому случаю с ночи до зари»

Как ни странно, очередной мостостроительный «приступ» случился из-за пустяка. Как гласит легенда, некий житель Запорожья во время прямой линии в феврале прошлого года обратился непосредственно к Президенту с претензией относительно сложившейся в городе транспортной проблемы. Реакция последовала незамедлительно. Премьер-министру было велено к апрелю определиться с объемом финансирования и разработкой ТЭО строительства автодорожного перехода через Днепр в Запорожье. Премьер, соответственно, поручил председателю облгосадминистрации подготовить согласованные предложения. Но это совпало с очередной сменой областной власти, поэтому в конце марта с челобитной о выделении целевым назначением 17 млн. грн. для оплаты проектирования и начала строительства мостового перехода обратился уже городской голова А.Поляк. Ситуация повторяется. Снова следует президентское поручение премьеру, дополненное премьерским поручением главе обладминистрации. О финансировании речь пока не идет, но в счет будущей оплаты производятся проектные работы на 400 тыс. грн. Так родилось очередное ТЭО строительства нового мостового перехода через Днепр.

Суть будущего проекта сводится к возведению двух новых мостов параллельно действующим мостам Преображенского. А вообще концепцией развития Запорожья вдобавок к упомянутому Центральному мостовому переходу в городе предусматривается строительство еще двух: Южного, сметной стоимостью порядка 760 млн. грн., и Северного, который обойдется в 500 млн. Почему в качестве первоочередного властью избран именно Центральный мостовой переход? Ну, ясное дело, он ведь дешевле других. По старым подсчетам, для его сооружения требовалось 440 млн. грн. Теперь эта сумма — уже сущий мизер.

— С 1988 года мы говорим о мостах, — заявил на одном из заседаний председатель облгосадминистрации Е.Карташов. — Говорим, что нужно провести мост за островом Хортица. Да, это самый лучший вариант. Но о том, что этот мост будет стоить 3 млрд. грн., не говорит никто.

Презентация ТЭО сооружения нового мостового перехода через Днепр состоялась в декабре прошлого года, совпав по времени с визитом тогда еще главы президентской администрации В. Литвина. Естественно, руководство области не преминуло воспользоваться случаем, обратившись с просьбой выделить в 2002 году на строительство 90 млн. грн. за счет госкапвложений. Ответ высокого гостя был предельно дипломатичным: «Сразу тяжело сказать, нравится ли мост. Главное — надо, чтобы были решены и социальные проблемы, и в то же время чтобы мы не потеряли нашу историческую колыбель, которой является Хортица. При деликатном, ответственном подходе эту проблему можно решить».

Мнение Президента на сей счет было намного определеннее. Посетив Запорожье в марте, Леонид Данилович на несколько минут заехал на Хортицу, где из специально построенной беседки, к которой вела заботливо выложенная бетонная дорожка (а как же, вдруг дождь пойдет!), осмотрел место предполагаемого строительства. А затем на пресс-конференции высказал свое мнение. Цитирую по оригиналу: «І треба в цьому році розпочинати будівництво переходів через Дніпро. Я ще раз подивився, де будуть ці мостові переходи, дороги — там нема проблем екології чи то збереження Хортиці, як хтось хоче це зробити. Навпаки, на мій погляд, і не тільки на мій погляд — сьогодні виступали фахівці — якщо середня швидкість руху через цю дорогу складає 10 км, а в часи пік 4 км, то розумієте, що це за екологія! Коли передбачається швидкість не менше 80 км. Тобто закінчили всі дискусії — починаємо працювати».

Вот так, почти по Цезарю — пришел, увидел, постановил. Правда, неясно, с чего это Президент решил, что машины по мосту будут двигаться со скоростью не менее 80 километров в час, если в пределах населенного пункта она не должна превышать 60? Ах да, в этом его уверяли специалисты...

Впрочем, какой смысл измерять скорость непроехавших по непостроенным мостам машин? Лучше полюбопытствуем, где же намерены взять деньги на строительство? Оказывается, власти надеются получить от государства 10—12 млн. долл. и еще собрать некоторую сумму в городе. Чтобы этого хватило хотя бы на подготовку проектной документации. А все остальное — только в надежде на щедрого инвестора. И если таковой найдется, если финансирование будет полным и своевременным, а строительные работы блеснут высокой организацией, то новая автотранспортная магистраль будет готова через шесть-восемь лет. Это в идеальном случае. А в лучшем… Нелишне учесть опыт соседей-днепропетровцев, которые строили свой четвертый мост 18 лет.

Даже если Запорожью со сроками повезет больше, все равно остается загадкой, как быть с существующей в городе транспортной проблемой в течение (ладно, прибегнем к оптимистичному прогнозу) ближайшего десятилетия? Об этом власти почему-то предпочитают не говорить, напрочь отметая альтернативные варианты. Например, предложения о том, что рациональнее сначала заняться ремонтом Арочного моста, реконструкцией подъездных путей к мостам Преображенского, которые в будущем следует использовать сугубо для внутригородских перевозок. А по-настоящему объездной мост, позволяющий направить транзитный транспорт не через центр города (как ныне планируется), все же строить севернее или южнее Хортицы.

«И рыдают бедные, и клянут беду»

По большому счету, мост — это не только одна из разновидностей транспортных магистралей. Его предназначение состоит не только в соединении берегов, но и в объединении людей. И то, что в Запорожье мосты стали предметом раздора, представляется противоестественным.

Основным оппонентом концепции обустройства заповедника выступила созданная в июне прошлого года городская ассоциация «Защитим Хортицу», которую возглавил народный депутат Анатолий Ермак. Организация изначально выступила против строительства мостов через остров, что, естественно, пришлось не по нраву властям.

— Меня удивляет, когда некоторые особы, представляя себя настоящими защитниками истории и природного богатства Хортицы, считают, что им там, в Киеве, с Печерских холмов, лучше видно и известно, что и как строить в Запорожье, — выразил свое мнение Е. Карташов. — Такого не будет. Это я заявляю со всей ответственностью. Мы не допустим розыгрыша политической карты на фоне наших социальных проблем.

Городской голова высказался более конкретно: «Мне не понятна позиция народного депутата Ермака, который заявляет, что новый мост погубит уникальную флору и фауну острова. Там, где будет строиться мост, уже давно промышленная зона. Жаль, что люди, живущие в Киеве, не понимают проблем жителей Запорожья». Досталось от него и другим заступникам Хортицы. «Почему Удовенко лезет во внутренние проблемы запорожцев? Может, для того, чтобы 250 миллионов долларов направить в другую сторону?» — строго вопрошал экс-генерал. И тут же делал бескомпромиссный вывод в отношении выступающих в защиту заповедника: «Это враги Запорожья и враги острова Хортица».

Выходит, в стане врагов оказалась Большая Рада Запорожского войска Низового «Запорожская Сечь», обратившаяся с воззванием не допустить уничтожения национальной святыни. Нашлись «недруги» и за рубежом — в лице Кубанского казачества, призвавшего запорожцев «не допустить произвола властей». А на другой стороне баррикады выступили некоторые запорожские нардепы, промышленники, традиционно во всем солидарные с властями общественные организации и политические партии, поддержавшие идею строительства мостовых переходов в письмах к Президенту, Верховной Раде, Кабмину. Пожалуй, одним из наиболее колоритных было заявление народного депутата Геннадия Горлова: «Мы, депутаты по нашему региону, будем грызть землю, чтобы сделать мосты в городе Запорожье».

До поедания почвы дело пока не дошло, но грызни в связи с мостами в Запорожье хватает. По-иному затянувшийся спор, увы, не назвать. Об этом вполне убедительно свидетельствуют образцы «аргументов», выплеснувшиеся на страницы местной прессы: «строчит письма», «гонит волну», «мусолит тему», «отдельные не в меру политизированные деятели, присвоившие себе пожизненный титул украинских национал-патриотов», «от слезливых завываний и стенаний по поводу мнимого «угнетения неньки-Украины людьми с имперской психологией».

Естественно, противоборствующие стороны преисполнены стремлением привлечь на свою сторону общественность. Порой доходит до курьезов. То, что объединенные эсдеки не только обратились с воззванием, но и провели сбор подписей в поддержку строительства мостового перехода, в общем-то не вызвало особого удивления. Коль у политиков появился повод продемонстрировать общественную активность, то почему бы им и не воспользоваться? Но что вынудило городских коммунальщиков поквартирно собирать подписи «за мост», совершенно непонятно. Остается только предполагать, что основной работой они не слишком загружены. Кстати, технология мониторинга была весьма своеобразной, поскольку интервьюеры интересовались отношением к строительству моста вообще, а не определенного варианта. Разумеется, при таком подходе итоги «мнения общественности» предугадать несложно.

Определенные надежды местные власти возлагали на приезд в начале сентября группы народных депутатов во главе с председателем парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Лесем Танюком. Этот визит состоялся накануне запланированного рассмотрения на дне правительства в ВР проблем содержания отечественного природно-заповедного фонда. Власти питали надежду на депутатскую поддержку проекта строительства мостовых переходов. В определенной степени она оправдалась, поскольку никто из гостей против моста ничего не имел. Они лишь напомнили, что целью поездки является оценка состояния заповедника. Поэтому от подписания предложенного протокола, ратовавшего за строительство мостов, нардепы дипломатично отказались, сославшись на отсутствие полномочий и неизученность вопроса.

Подобную позицию хозяева восприняли как оскорбление, а местные СМИ дружно стали костерить парламентариев за «непонятливость», «неразборчивость», стремление «удовлетворить политические амбиции». Эта же тема получила развитие и на специальной внеочередной сессии горсовета под общим девизом «Не учите нас жить, лучше помогите материально». Конечно, каждый вправе иметь собственную точку зрения, но в данном случае методы ее отстаивания трудно назвать разумными.

«В день какой — неведомо, ни в каком году»

Сугубо по формальным признакам можно, конечно, считать, что принятое 12 сентября с.г. постановление ВР о реализации государственной политики в сфере выполнения требований охраны природно-заповедного фонда позволяет надеяться, что в Запорожье все же начнут строить мосты. Поскольку Кабмину рекомендовано предусмотреть в бюджете-03 средства на их проектирование и сооружение. Но, во-первых, рекомендация — не директива. А во-вторых, финансирование какого проекта может предусматривать бюджет следующего года, если тем же постановлением отведен трехмесячный срок на изучение четырех альтернативных вариантов мостовых переходов? И, кстати, заниматься этим поручено комитету по вопросам культуры и духовности. Тому самому, с которым запорожские власти уже успели поссориться. Если этих аргументов недостаточно, можно привести еще один — предельно понятный.

— Чтобы построить мосты, нужно восемь-девять лет и ежегодно выделять под это 150—200 млн. грн., — говорит председатель бюджетного комитета ВР Петр Порошенко. — Если учесть, что бюджет 2003 года сокращают на 20 процентов, то на мосты денег не будет. А эта политическая шумиха вокруг них направлена на поиск врага, а не на решение вопроса.

Интересно, вспомнят ли о национальном заповеднике после того, как в очередной раз улягутся мостостроительные страсти?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме