НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

26 сентября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 26 сентября-3 октября 1997г.
Отправить
Отправить

Снова о налогах Все мозги разбил на части, Все извилины заплел… В.Высоцкий Поговорим о философии. ...

Снова о налогах

Все мозги разбил на части,

Все извилины заплел…

В.Высоцкий

Поговорим о философии. Поскольку у нас сплошь и рядом философией (а также идеологией, концепцией и пролонгацией) называется все, что попало, уточним: говорить предполагается о налоговой философии. А чтобы не слишком коробила такая тема настоящих философов, позволим себе вольный перевод: налоговая философия - это есть любовь к мудрым мыслям об имманентно присущих: налогоплательщику - отвращении к собственному статусу налогоплательщика, государству - любви к процессу и результату сбора налогов. Такая вот борьба сильного желания и суровой необходимости. Сильного желания - не платить и суровой необходимости - собрать дань.

Почему, собственно, «невыносимая легкость бытия»? Рассказываю для тех, кто не видел. Есть такая телепрограмма - «Сам себе режиссер» называется. Ну вроде как народ домашними видеокамерами снимает домашние же сюжеты, а потом, в эфире, соревнуется, у кого сюжет смешнее.

Сюжет. Рыжая дворняга чешет по снегу. Низко опустив голову и высоко задрав, пардон, зад, - на двух передних лапах, задние - обе поджаты. Смотрится изумительно. Текст приблизительно такой: «Ну, жизнь! Сначала зубами маялся - вставил металлические коронки. Теперь прикус идеальный, но голова перевешивает. Придется, наверное, к хвосту груз цеплять. А что поделаешь - судьба». Так мало того, что этот сюжет и называется: «Невыносимая легкость бытия», но к тому же весьма живо напоминает попытки усовершенствовать нашу налоговую систему. А что поделаешь…

Кстати, о собаке. Дворняга-то на самом деле избрала такой оригинальный способ передвижения не потому, что «ей так нравится». Просто лапы мерзнут.

Добавленная стоимость: мало

не покажется?

Был на неделе «круглый стол» по поводу НДС в представительстве Всемирного банка. Обмен фактами и комментариями всегда поучителен. Особенно - между разработчиками законов (в нашем случае разработчики - это Сергей Терехин) и теми, кому закон не нравится (в нашем случае «пострадавшие» - это присутствовавшие на «столе» представители консалтинговых фирм и объединения малых приватизированных предприятий). После дискуссии еще явственнее стала необходимость вернуться к истокам. А именно - в пятьсот пятьдесят пятый раз попытаться выяснить: о чем мы говорим, когда говорим о добавленной стоимости.

Предположим, что предметом наших изысканий является разница между затратами предприятия на производство продукции и доходами, которые получены от реализации произведенного. Назовем это добавленной стоимостью и зададимся вопросом: что входит в упомянутые затраты? Кроме традиционных материальных затрат и затрат на оплату труда, не забудем и затраты предприятия на уплату непрямых налогов. Нет, правда, - ведь в итоге предприятие «отбивает» уплаченные налоги в цене своей продукции, т.е. в графе «величина дохода». Очевидно следует учесть их и в затратной части. Разработчики новой системы налогового учета называют это «затратами на ведение бизнеса». Это могут быть и акцизы, и всяческие таможенные сборы - уплаченные при покупке чего-либо, производству нужного. Описанный способ исчисления базы налогообложения НДС - собственно добавленной стоимости - и является той «непреодолимой сложностью», на которую принято ссылаться, когда хочется перенести срок введения в действие нового закона. Имеется в виду - с 1 октября сего года на начало следующего.

Цена этой небольшой законодательной акции, по подсчетам Сергея Терехина - 2,1 млрд. грн. нескомпенсированного дебетового сальдо по НДС. На сегодня предприятия уже переплатили таким образом более 4 млрд. грн. В сумме выходит шесть с лишним. Миллиардов. Гривен. Долга. Из бюджета.

И тут нас настигают ровно две проблемы: проблема «запуска» компенсационного механизма по НДС и прямо связанная с ней проблема длительности и условий переходного периода - т.е. периода, за который и предприятия, и государство осознают (на уровне бухучета) - что платить (собирать), когда платишь (собираешь) НДС.

Специалисты предполагают, что переходный период составит один год и три месяца. В первые три месяца (т.е. до конца текущего года) налоговые обязательства наступают с появлением денег на счете. Но в отличие от привычного кассового метода и право на налоговый кредит тоже возникает с момента ухода средств со счета. Для того, чтобы государство и плательщик балансировали на одних качелях, имя которым - компенсационный механизм.

Несколько «идеальных» замечаний, перед описанием реальных условий переходного периода. Новый метод начисления плательщику принять сложно, поскольку по природе своей он не любит базовую концепцию налога - в применении лично к себе. Концепция же состоит в том, что если происходит некая экономическая операция, т.е. как только одна из сторон этой операции выполняет свои обязательства - будь то поставки товаров или получение средств, тогда же возникает и налоговое обязательство или право на налоговый кредит.

Кстати, о философии. Мы выяснили, что «с точки зрения налога» важен сам момент экономической операции - не более и не менее того. Напрашивается в этой связи один глобальный вывод: такой налог выполняет чисто фискальную функцию - он не регулирует ни объем операций, ни, в целом, их интенсивность. Разработчики называют такое положение вещей экономической нейтральностью налогов, нейтральностью относительно оживления или спада собственно в экономике. Что логично, ибо вне зависимости от бума и застоя бюджет нуждается в средствах - особенно на социальные выплаты. Поэтому все приведенные ниже компромиссы переходного периода предлагается рассматривать не как некие дополнительные регулятивные меры, а именно как уступки тем или иным интересам, если хотите - тем или иным структурным деформациям.

Сроки

и компромиссы

Перед тем, как поехать в округа, парламентарии все-таки вынуждены были рассмотреть закон об НДС. Вернее, документ под названием «Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость». Документ разрабатывался совместными усилиями Кабмина, комитета ВР, всеобъемлющего и вездесущего УСПП и т.д. В условиях цейтнота (первое октября - дата введения в действие НДС - явственно приближается), депутаты приняли мудрое решение: быстро проголосовать принципиальные компромиссы переходного периода, оставив подробности и конкретности на потом. «Потом» наступит где-то в первой декаде октября. Пока же - принципы следующие. (В скобочках указаны потери госбюджета, связанные с предоставленными льготами в налогообложении, если таковые имеются).

До конца 1998 года нулевая ставка НДС будет применяться при продаже электроэнергии, угля, угольных брикетов. (-754600 грн.).

До конца 1998 года по нулевой ставке будет облагаться и критический импорт. Полный список того, что является критическим импортом, имеется в Кабмине, мы же здесь упомянем только о газе, нефти, комплектующих и прочем промышленном импорте (-105300 грн.)

До конца 1997 года кассовый метод начисления НДС будет обязателен для всех плательщиков. С начала 1998-го - как и предполагалось по закону - НДС-обязательства (и право на налоговый кредит) наступают по факту события, происшедшего первым: либо по приходу (списанию) денежных средств, либо отгрузке (получению) товаров. Такой временной расклад произошел по пожеланиям трудящихся промышленников, отгрузивших множество всякой продукции, но не получивших за нее официальной оплаты.

Натуроплату, широко практикующуюся на селе, предполагается не облагать, но ограничить количественно. Напомним, что без такого ограничения сельские магнаты имели обыкновение до 90% произведенного проводить как натуроплату, получая при ее реализации неплохую дельту в 20% стоимости.

Товары по договорам комиссии, консигнации, передающиеся на ответственное хранение и т.п. не включаются в базу обложения НДС. То есть, комиссионная торговля, например, принимая товары, не начисляет валовых издержек, а продавец этих товаров, отдавая их на комиссию, не начисляет доходов - до момента их(товаров) реализации, до момента перехода права собственности. Что естественно.

Для предприятий торговли и промышленности, отгрузивших (получивших) неоплаченные товары до 1 октября 1997 года, изменен (с философской точки зрения, к сожалению) нормальный порядок сальдирования дебета с кредитом. Вне зависимости от времени года, НДС-обязательства для них будут возникать по факту прихода денег на счет.

До 1 января 1998 года штрафы за неправильное начисление НДСа не взимаются.

По словам первого вице-премьера Анатолия Голубченко, суммарная стоимость компромиссов составит минус

1 миллиард 200 млн. грн. из доходов бюджета. Посему правительство дополнительных льгот по НДС просит не предлагать. Закон вместе с компромиссами вступает в силу с дня его опубликования.

Предварительные итоги

Хорошо. В том смысле, что лучше, чем никак и никогда. Трудно не согласиться с Виталием Масолом, когда он говорит, что запуск нового НДСа с 1 октября (а не с начала следующего года) позволит предприятиям воспользоваться дополнительными 20% оборотных средств. В конце года это немаловажно.

Мудрое решение парламентариев по поводу срока введения в действие закона избавило их от очередной неприятности. Дело в том, что закон еще должен подписать Президент (министр экономики Виктор Суслов пообещал, что КМ попросит Леонида Даниловича сделать это как можно быстрее - чтобы потом не пришлось вводить НДС задним числом). А вот упомянутая неприятность могла случиться, если бы победили «январисты». Вряд ли Президент подписал бы отсроченный еще на три месяца НДС. Хотя бы потому, что неприятностей с внешними кредиторами нам вполне хватает. И если ожидающаяся в Украине через неделю-полторы делегация МВФ еще могла бы смириться с превышением оговоренного размера дефицита бюджета (люди мы бедные, должны по зарплатам, пенсиям и т.п.), то уж с отсутствием налоговых реформ смириться было бы просто неприлично.

Таким образом Украина сохранила шанс на возобновление приостановленной программы стенд-бай и (гипотетически) облегчила себе финансирование дефицита госбюджета.

…А вообще-то налоги платить надо, как бы это ни было противно. Философский совет по этому поводу. Если налоговая вам должна компенсацию по НДС, может случиться неожиданный приход инспектора с вопросом: «Мы вам что-то должны? А может, вам каких-нибудь штрафов выписать или поймать вас на невыполнении нашей ценной инструкции?..» - не спешите отвечать, что никаких компенсаций вам уже не надо. Попробуйте подать на него в суд - а вдруг справедливость восторжествует?

Светлана РЯБОШАПКА

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК