Послесловие к «ЭКСПО'96»
Вряд ли в наши дни встретишь человека, который был причастен к Контрактовой ярмарке: она прервала - казалось, навсегда - свое существование в 1927 году. А живое свидетельство было бы весьма к месту для воссоздания царившей там атмосферы. К счастью, сохранились некоторые документы, рецензии печати, архивные данные о почти 200-летней, прерывистой - последняя пауза затянулась на семь десятилетий - ее судьбе. Впрочем, сейчас не о былом, а о нынешнем - о ее возрождении. Шагами к нему видятся происходящие в последние 2 - 3 года «ЭКСПО», инициативно предпринятые Киевской городской госадминистрацией и специально созданным с этой целью акционерным обществом. Идея здоровая, перспективная нашла не только благожелательный отклик у деловых людей и просто патриотов Киева, но и, к недоумению многих, наигранный скепсис, за которым просматриваются отнюдь не сомнения профессионалов, а нечто иное...
Обратимся, однако, к непосредственному впечатлению, в котором соседствуют и отчетливые позитивы, и ощущение досады от допущенных просчетов. Сначала о первом: нельзя не отметить, что все звенья конструкции, смонтированной во Дворце спорта, были заполнены, что, конечно же, отражает не только интенсивность усилий организаторов, но и стремление товаропроизводителей представить и реализовать плоды своей деятельности. Неподдельным был и интерес покупателей-оптовиков, да и тех, кого мы именуем широкой публикой. Посещаемость «ЭКСПО» была «густой» и в будни, и в выходные, когда многие визитеры появлялись семьями. Наконец, руководители и представители фирм, экспонировавших свою продукцию, были в большинстве своем активно корректны и внимательны, не в пример персоналу розничной госторговли, удивительно сохранившему, опять же в большинстве, повадки оскорбительного негативизма прежних времен. В целом властвовал несомненный взаимный интерес и деловое встречное движение партнеров.
Вместе с тем нагляден и букет дефицитов, прежде всего, в следовании заявленному профилю и информационной оснащенности экспонентов, не говоря уже об обидной «недопредставленности». Особенно заметно это было в разделе мебели, где украинские производители себя проявили с непонятной скудостью, несмотря на общеизвестные традиционные возможности и немалый авторитет за рубежом. Остается подозревать, что здесь сказались какие-то организационно-материальные неурядицы.
Что касается соответствия заранее оглашенному профилю, то несообразности были весьма ощутимы. Если, к примеру, парфюмерия и кожгалантерея могут быть соотнесены с разделом «Стиль'96», то ни с одним из разделов не увязывались, скажем, музыкальная аппаратура или канцтовары, а тем более спортивные тренажеры. Любопытные, конечно, поглядывали на привлекательные товары, но на сделки охотников почти не нашлось, покупатели к этому ассортименту были не готовы. И совсем уж нелепо выглядел бокс-стенд киевского универмага «Украина», в котором предлагалась буквально всякая всячина из «неликвидов». Обаятельная представительница этого известного заведения испытывала неловкость от того, что явно не соответствовала общей ориентации выставки со своим прайс-листом, в котором фигурировали то китайские карандаши, то посуда, то игрушки...
Кстати, прайс-листы были единственным информационным источником, оказавшимся в распоряжении стендистов многих, если не большинства, представленных отечественных фирм. Именно такими были экспозиции достаточно известной продукции Киевской фабрики им.Карла Маркса, «Киевспирта», Полонского фарфорового завода, изделия которого, разнообразные и зрительно завлекательные, выступали перед потенциальными покупателями без необходимого информационно-рекламного обеспечения. Заметим к слову, что рекламный компонент на выставках подобного рода, очевидно, не должен «грешить» банально-восхваляющими определениями типа «вкуснейшее», «верх элегантности», «приносящий подлинное наслаждение», не имея информации о качественных характеристиках предлагаемого товара. Отрадные исключения были: это содержательно, тактично и эстетично представленная продукция киевского АО «Оболонь», не случайно занимающая прочные позиции на нашем рынке и имеющая надежные шансы продвижения на внешний. Конечно, продукция, демонстрировавшаяся на «ЭКСПО'96», специфична с точки зрения методики показа ее достоинств, отлична от того, как представляют свои изделия машиностроители или приборостроители. Но есть в этом и нечто элементарно общее. Убежден, что с ростом рыночной стихии и наш потребитель будет все настоятельней выступать с требованиями к качественному, компонентному содержанию приобретаемого товара.
Оценивая обретения и просчеты, выявленные при ознакомлении с «ЭКСПО'96», нельзя избавиться от недоумения: неужели Министерство внешних экономических связей и торговли с его исчисляемым сотнями функционеров аппаратом не удосужилось вооружить наших товаропроизводителей элементарной методической информацией о технике и технологии ведения операций в выставочных условиях, о типологии представления продукции сообразно ее специфике? Разумеется, у этих важных по предназначению органов немало других забот, нерешаемых и нерешенных проблем, но согласимся, что то, как оптимально реализовать возможности нашего производства, представляется неоспоримо остроактуальным.
Есть, однако, основания считать, что в ряду акций, ведущих к восстановлению полномасштабной ярмарочной структуры, сделан заметный шаг. Мы вправе ожидать, что все причастные к этой важной сфере преодолеют узковедомственные и тем более личнокорыстные тяготения, осознают общегосударственное значение воссоздания Киевской контрактовой ярмарки. Что касается конкретных путей этого воссоздания, то, естественно, речь не идет о буквальной имитации прошлых времен. Вряд ли возможно и необходимо воссоздание многообразной палитры деловых сделок - от обычных торговых, купли-продажи имений до кредитных операций и заключения брачных контрактов. Но многое стоило бы воспроизвести на современном уровне: предоставление правовых услуг, оказание консультативной помощи в финансовых и рекламных делах, устройство культурно-развлекательных зрелищ, привлекавших в те времена громкозвучные имена.
Актуален и вопрос о размещении ярмарки: оставаться ли ей в удобных, но все-таки не очень просторных и не очень «своих» пространствах Дворца спорта. Быть может, мы поднимемся до решения передачи ярмарке части НВЦ (ВДНХ)? Ведь ярмарка уже «работает» на всю страну. Последнее, впрочем, зависит от общего концептуально-перспективного взгляда на ее роль - будет ли она и впредь чередой тематических «ЭКСПО», или преобразится в более общее, многоотраслевое коммерческое действо, или найдется удачный симбиоз того и другого. Очевидно, инициаторы и организаторы ярмарочного дела уже выработали - или близки к этому - принципиальную позицию применительно к ближайшему будущему. Было бы полезно при этом основательно вникнуть в исторический опыт наших предков, создавших с немалой общественной пользой международно известный очаг экономической жизни. Этому послужит реализация замысла подготовки книги, посвященной 200-летию ярмарки, который уже приобретает конкретные очертания.
Есть и другой опыт - современный, зарубежный. Его освоение, бесспорно, необходимо во многих аспектах - от стратегической ориентации до частных элементов экспозиционной культуры. В этом не стоит полагаться на функционеров разного ранга, совершающих из года в год массированные рейды на многочисленные выставки и ярмарки: у них свои задачи. Необходимо высокопрофессиональное, адресное изучение именно тех объектов и их составляющих, которые могут быть адаптированы к условиям киевского начинания. Предстоит еще нелегкий путь к достижению цели - утверждению Киева в семье Ганновера и Измира, Пловдива и Лейпцига, Милана и Лиона, этих и других признанных ярмарочных центров. Относительно скромная по наполнению и не бесспорная по организации «ЭКСПО'96», тем не менее, - добрый знак на этом пути.