Из досье «ЗН»
Строительство Днепровского алюминиевого завода в Запорожье начато в сентябре 1930 г. при участии специалистов французской фирмы АФК. 10 июня 1933 г. электролизные ванны получили токовую нагрузку, а через два дня в изложницы был вылит первый металл. Два года спустя на ДАЗе пущено производство глинозема.
В настоящее время основные мощности Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлКа), размещенные на 90-гектарной площади, включают электролизный цех (производительность 90 тыс. тонн алюминия в год), производства глинозема (263,5 тыс. тонн), кристаллического кремния (22,5 тыс. тонн), электротермического силикоалюминия (до 18 тыс. тонн в год).
По нынешним меркам, положение дел на ЗАлКе вполне может показаться благополучным. Налоги комбинат платит исправно, зарплату - тоже без задержек: промперсонал имеет ежемесячно в среднем 300 грн., вспомогательный - на сотню меньше. Хотя, разумеется, без проблем не обходится. В течение последних четырех лет валовые объемы производства комбинат последовательно снижает в среднем процентов на восемь. (Касается ли это профильной продукции - алюминия - судить сложно, поскольку данные о его производстве по-прежнему остаются закрытыми.) С весьма серьезными трудностями комбинату пришлось столкнуться в первом полугодии - вследствие отключений электроэнергии только прямые убытки, по оценкам руководства, превысили 1,4 трлн. крб. Сейчас алюминщики заняты судебным иском к энергетикам. Но даже в случае выигрыша лимит энергопотребления для предприятия, удовлетворяющий его нужды на 60%, останется незыблемым.
Для справки
Алюминий - широко распространенный в природе металл, составляющий 7,5% массы земной коры. Промышленным способом он впервые был получен в 1886 году. В начале 40-х годов с широким применением алюминия в авиации (за что он был назван крылатым металлом) начался интенсивный рост его производства. В настоящее время алюминий находится на втором месте после стали по применению в промышленно развитых странах. К числу его неоспоримых преимуществ относятся: легкость, коррозионная стойкость, ковкость и пластичность, легкость механической обработки и образования химических соединений с другими элементами, хорошая электро- и теплопроводимость, возможность повторного использования.
Три года назад в беседе с генеральным директором ЗАлКа Иваном Бастрыгой довелось услышать: «Я хорошо вижу проблемы и пути их решения». Изменилась ли его точка зрения сегодня?
- За это время ситуация в экономике очень резко ухудшилась. Скажем, подписывая в 1993 году контракт по развитию производства, мы ничьей помощи не требовали. Но цены на энергоносители настолько подпрыгнули, что сейчас, как и многие другие предприятия, мы не можем подняться с колен. А что касается путей... Уж очень непростой это вопрос. Кризис настолько углубился, что на быстрые перемены надеяться не приходится. Нужно реализовать целый комплекс очень серьезных мер. Необходимы кардинальные изменения в налоговой и кредитной политике, наконец, требуется государственное регулирование цен. Они должны быть обоснованы, а не взяты, извините, с потолка. Ведь, пустив ценообразование на самотек, мы пришли к абсолютной анархии - каждый волен устанавливать стоимость продукции как ему заблагорассудится, заламывая уровень рентабельности до 40 процентов, тогда как 7 процентов - вполне достаточно, даже с учетом расходов на содержание социальной сферы.
- Так ведь и на ваш алюминий цена на внутреннем рынке выше, чем на зарубежном.
- А по-другому и быть не может! У нас же внутри НДС крутится. Если в себестоимости металла только электроэнергия занимает 41 процент да газ почти 8, откуда же взяться дешевизне?! Нигде в мире больше чем за 2,5 цента электроэнергия не продается. А мы - исключение. У нас - по 3,36. Но ведь алюминий является исходным сырьем для машиностроительного комплекса, производства товаров народного потребления. Поэтому пока топливно-энергетический комплекс не станет монополией государства, как водка и табак, мы по-прежнему будем терять больше, чем находить.
Для справки
Ежегодный спрос украинской промышленности на алюминий составляет порядка 400 тысяч тонн. ЗАлК - единственный производитель алюминия в стране - способен удовлетворить внутренние потребности в металле лишь на четверть.
С учетом этого, было бы весьма странно, если бы в государстве не существовала специальная программа, предусматривающая коренное улучшение дел. И она имеется. Принятый несколько лет назад документ предусматривает, в частности, модернизацию существующего электролизного производства на ЗАлКе, строительство новых мощностей, позволяющих увеличить выпуск алюминия в 2-3 раза. Находясь в разряде первоочередных, программа, тем не менее, остается преимущественно на бумаге. В первую очередь - из-за отсутствия финансирования. Естественно, основная ставка делается на приход инвестора, в первую очередь - зарубежного. На ЗАлКе надеются, что с акционированием предприятия, которое намечено на будущий год, у комбината появятся не стесненные в средствах партнеры. Ну а пока в условиях все более сокращающегося спроса на алюминий внутри страны (в былые времена только Запорожский автозавод ежегодно покупал его более 20 тыс. тонн) основным рынком сбыта крылатого металла является зарубежье.
- К сожалению, и экспорт для нас сегодня убыточен, - говорит Иван Михайлович. - О свободной торговле говорить не приходится, поскольку мы вынуждены ориентироваться на котировки цен Лондонской биржи металлов. И если в начале года тонна первичного алюминия стоила $1700, то сейчас снизилась до $1400. Выручает лишь то, что благодаря налаженным контактам с иностранными партнерами мы получаем предоплату на полтора-два месяца вперед.
Подобное положение дает все основания говорить о том, что отечественная алюминиевая промышленность фактически превратилась в сырьевой придаток зарубежья. Конечно, можно уповать на временный характер трудностей, на то, что рано или поздно произойдет оживление отечественной промышленности и, скажем, те же сковородки или кастрюли научатся делать и у нас, но... Пока приходится мириться с тем, что глубокая переработка алюминия в стране практически отсутствует.
Правда, по мере сил на комбинате пытаются внести коррективы в сложившуюся ситуацию. К примеру, организовали отливку поршней для автомобильных двигателей, однако спрос на эту продукцию вялый. Неудачей закончился и другой проект, предусматривавший изготовление колесных дисков, - дальше опытной партии продвинуться не удалось. Более успешной оказалась затея выпуска окон и дверей на основе алюминиевых профилей, изготовление которых налажено и в Запорожье, и на заводе алюминиевых конструкций в Броварах. Но, опять-таки, незавидное положение дел в строительстве в значительной степени сдерживает дальнейшее развитие производства. Несколько лет назад на ЗАлКе с помощью голландцев организован участок по изготовлению штор-жалюзи, подвесных потолков. Однако к переработке первичного алюминия это отношения не имеет - вся комплектация поступает из-за рубежа. Именно туда ЗАлК отправляет без малого 90% основной продукции.
Существенное изменение ситуации предвещало принятое в конце 1993 года постановление правительства, предусматривавшее строительство Запорожского фольгопрокатного завода в рамках реализации программы «Фольга и упаковочные материалы».
Для справки
Ежегодный уровень потребления упаковочных материалов на основе алюминиевой фольги на одного жителя в развитых странах составляет 1-2 кг. В Украине - около 0,3 кг.
Потери продуктов в результате порчи на всех стадиях от производства до потребления в США достигают 3-4%. В странах ЕС этот показатель приближается к 8%, а в странах бывшего СССР - превышает 40%.
По итогам тендера запорожцы заключили контракт с итальянским концерном «FATA» на закупку оборудования производительностью 25 тыс. тонн фольги в год. Условия договора предусматривают выделение итальянской стороной кредита в сумме $71,6 млн. Гарантом комбината выступило украинское правительство. В мае 1995 года ЗАлК заключил еще один контракт - с американской фирмой «Hunter Engineering» - на закупку оборудования по производству упаковочных материалов на основе алюминиевой фольги. Согласно проекту, мощность завода составляет 36 тыс. тонн упаковки в год, в том числе гладкой фольги - 18,5 тыс. тонн.
Вопреки некоторым сложностям, кредитная линия из-за рубежа все же была открыта. Свою лепту в сумме $7,04 млн. внес и запорожский комбинат, а затем у него возникли финансовые проблемы, сделавшие невозможным уплату оставшихся $4,1 млн. в качестве аванса за поставку оборудования. Над реализацией контракта нависла серьезная угроза. Попытки привлечь средства путем создания финансово-промышленной группы, в которую вошли бы отечественные потребители, к сожалению, оказались безуспешными - фольга-то им нужна, но средствами на авансирование производства они не располагают.
- Боюсь сглазить, но, похоже, кризис мы все-таки преодолеем, - говорит генеральный директор ЗАлКа. - Наша инициатива нашла понимание и в правительстве, и у Президента. Если обещанные лимиты по финансированию строительно-монтажных работ мы действительно получим, то в начале 1999 года состоится пуск производства.
Вместо заключения
По предварительным расчетам, мировое производство первичного алюминия к концу столетия достигнет 20 млн. тонн в год. Каков удельный вес в этом количестве будет занимать украинский металл и (самое главное!) каковым будет его применение? Этого специалисты предсказать не берутся.