Абсолютно ясно, что для настоящего решения проблемы похищений автотранспорта необходимы изменения на законодательном, государственном уровне. Какие именно? С этим вопросом я обратился к заместителю министра внутренних дел Украины, начальнику криминальной милиции генерал-майору милиции Виктору Николаевичу КОРОЛЮ. Вот что он ответил:
- Законодательные проблемы, связанные с этим вопросом, можно разделить на две основные категории: внешние, так сказать, и внутренние. Внешние касаются, прежде всего, возвращения похищенных машин их предыдущим владельцам. Несовершенство проверки транспорта, который пересекает границы Украины, позволяет преступникам ввозить и вывозить транспорт по поддельным документам, с дальнейшим оформлением в подразделениях ГАИ и продажей новому владельцу, который становится таким образом «добросовестным покупателем». На сегодня по действующему (не только в Украине, а во всех странах СНГ, да и «дальнего зарубежья») законодательству практически невозможно вернуть гражданину другой страны похищенный у него автомобиль.
Поэтому сегодня на международном уровне требует немедленного решения проблема принятия законодательных актов о возвращении похищенного транспортного средства первому владельцу. Убытки, понесенные вторыми и другими владельцами похищенного транспортного средства, должны возмещаться им в суде путем финансовых исков.
Что же касается проблем «внутренних», их, к сожалению, намного больше. Первая, решать которую надо немедленно, - установление за похищение транспортного средства адекватной уголовной ответственности.
Тут необходимо кое-что пояснить. В советском государстве вся крупная собственность была общественной. Исходя из этого, такого преступления, как хищение собственности граждан в крупных размерах, просто не существовало. Но ведь сегодня это не так! Не говоря уже об изменившемся соотношении стоимости автомашины и, скажем, размера минимальной заработной платы, человек, у которого похитили машину (я имею в виду честного человека), уже не сможет приобрести новый автомобиль, он лишится такой возможности навсегда.
Поэтому руководство МВД считает (и такие предложения уже разработаны и внесены на рассмотрение законодателей) необходимым квалифицировать похищение автотранспорта, как преступление, совершенное в крупных размерах. И соответственно предусмотреть меру наказания - от трех до пятнадцати лет лишения свободы, в зависимости от обстоятельств совершения преступления. Это что касается способа отбить охоту красть. А что касается тех, кто впоследствии краденое реализует и легализует...
Во-первых, действительно необходимо изменить порядок выдачи генеральной доверенности.
Во-вторых, необходимо ввести ответственность, вплоть до уголовной, для работников нотариата, которые своими действиями способствуют преступным махинациям - с целью личного незаконного обогащения, или такого обогащения другого лица.
И, в-третьих, всевозможные организации, фирмы, ведущие торговлю автомобилями, должны нести материальную ответственность перед покупателем, которая будет выражаться в ощутимых штрафах, закрытии фирм, и ответственность перед государством, вплоть до, опять же, уголовной, за заведомую торговлю краденым автотранспортом или узлами такого транспорта.
Сегодня главное - сломить порочную практику правового нигилизма, когда в существующем законодательстве есть масса лазеек, пользуясь которыми, преступник ускользает от ответственности, несмотря на все усилия правоохранительных органов.