Свое намерение вступить в Евросоюз наша страна задекларировала еще в 1993 году в «Основных направлениях внешней политики Украины». Увы, за десять лет мало что изменилось: одни аргументированно — правда, только на словах — заявляют о желании Украины стать полноправным членом ЕС; другие с не меньшим пылом объясняют, почему мы никогда не будем нужны Европе; а третьи… Третьи просто молча переводят наши евроинтеграционные стремления в практическую плоскость, преодолевая при этом сопротивление как первых, так и вторых.
Оспаривать неготовность, а то и нежелание значительной части украинского политического и экономического бомонда играть по единым европейским правилам было бы просто глупо. Несмотря на то, что более 60% украинцев поддерживают вступление Украины в ЕС. Но, как известно, обращать внимание на пожелания народа у нас привыкли только в очень редких случаях, да и то когда это на руку определенным финансово-политическим кланам, живущим до сих пор по каким-то византийско-советским принципам.
«Мы дадим вам деньги на выполнение тех или иных проектов, только приведите ваши экономические отношения к общеевропейским стандартам!» — чуть ли не просят европейцы. «Конечно! — отвечаем. — Мы же — центр Европы! Как же! Мы же... Все сделаем!» — и поступаем опять по-своему.
Как здесь не вспомнить, в частности, потерю кредита ЕС на сумму 90 млн. евро для урегулирования отношений в автомобилестроительной отрасли. Напомню, в декабре 2002 года в Киеве состоялось заседание Комитета по сотрудничеству Украина—ЕС, на котором представители Евросоюза в очередной раз затронули проблему отмены льгот в автомобилестроении. И поскольку Украина не выполнила эти требования, ЕС приостановил выплату второго транша кредита на сумму 42 млн. долларов.
Что характерно, как противники, так и сторонники евроинтеграции аргументировали это невыполнение «защитой национальных интересов». Дескать, не дадим душить нашу экономику и препятствовать развитию «единственного национального производителя». Под «единственным», конечно, подразумевается ЗАО «ЗАЗ» — не так давно «АвтоЗАЗ-Daewoo».
При этом никто, правда, не удосужился пояснить, что при создании этого предприятия государство за счет налогоплательщиков погасило долги запорожского предприятия «АвтоЗАЗ» на сумму почти в 35 млн. долларов. Более того, создало предприятию тепличные условия, освободив его от уплаты ввозных пошлины и НДС, НДС с реализации, акцизного сбора, предоставив также льготы по налогу на прибыль. В итоге предприятие, располагавшее на момент создания производственными мощностями, позволявшими выпускать до 150 тыс. автомобилей в год, за пять лет выпустило около 73 тыс. авто, из которых 35% — автомобили, собираемые крупноузловым способом без уплаты налогов. Бюджет при этом не получил приблизительно 350 млн. грн. ввозной пошлины и НДС от ввоза машинокомплектов. Сумму неуплаченного акцизного сбора вообще подсчитать очень сложно. Если при этом учесть, что производимые предприятием «Таврии» и «Славуты» популярностью в народе, мягко говоря, не пользуются, впору задуматься: о какой «защите национального производителя» мы говорим?
В конце концов, легковые автомобили в Украине производит не только «ЗАЗ», но и еще несколько заводов. Почему в таких условиях экономические преференции получает только одно предприятие — вообще непонятно. Хотя нет, все же понятно, даже абсолютно прозрачно: мощное парламентское и правительственное лобби делает все возможное, чтобы обеспечить тепличные условия работы этому «украинскому чуду».
Правда, не так давно у прочих украинских автопроизводителей затеплилась надежда на скорые положительные для них перемены. В конце апреля Президент Украины поручил правительству в месячный срок разработать и подать на утверждение парламенту изменения в законы, препятствующие развитию отечественного автомобилестроения, а значит, и вступлению Украины в ВТО, как промежуточному этапу на пути евроинтеграции нашей страны. В частности, речь шла о проекте законов «О внесении изменений в закон Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине» и «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины». Предлагаемые в этих законопроектах нормы предусматривают обеспечение равных условий для всех без исключения отечественных автопроизводителей и нацелены на создание благоприятного климата для развития автомобилестроения, повышения экспортного потенциала страны и привлечения новых инвестиций, в том числе и иностранных.
В свою очередь, премьер-министр Украины Виктор Янукович недавно посетил штаб-квартиру концерна «Фольксваген АГ», находящуюся в Германии, где провел переговоры с руководством концерна и присутствовал при подписании договора о сотрудничестве между «Фольксвагеном» и «Еврокаром», украинским предприятием по производству автомобилей, расположенным в специальной экономической зоне «Закарпатье». Теперь модельный ряд «Еврокара», выпускавшего до этого автомобили «Шкода-Фабиа», «Шкода-Октавиа» и «Шкода-Суперб», расширится за счет наиболее популярных моделей «Фольксвагена», которые будут собирать в Украине. Кстати, первый украинский «Фольксваген» сойдет с заводского конвейера уже первого июля.
Позже, выступая в украинском парламенте с презентацией программы правительства, Виктор Янукович высоко оценил подписание такого договора о сотрудничестве как реальный пример практической евроинтеграции Украины. Как известно, «Фольксваген» тщательно просчитывает свое вложение денег в те или иные предприятия, находящиеся на территории других государств, тем более таких порой непредсказуемых, как наше. На эти расчеты уходит иногда целый год. В случае же с «Еврокаром» решение было принято за три недели. Почему? Потому что и само предприятие, и руководство нашей страны сумели показать и доказать «Фольксвагену» безопасность и перспективность вложения средств. То есть готовность и открытость к реальным шагам на пути евроинтеграции, без изнуряющих и бесполезных дискуссий о ее необходимости с выторговыванием для себя каких-то особых условий. Ведь помимо того, что «Еврокар» будет выпускать недорогие автомобили еврокласса, стремясь ориентироваться на потребителя, а не на скорейшее набивание собственных карманов, предприятие, в отличие от директивно назначенного «национального производителя», будет платить налоги в бюджет, тем самым увеличивая возможности социальных расходов. А также создавать хорошо оплачиваемые рабочие места, что не менее важно в Украине при нынешнем уровне безработицы.
Радует также и то, что такие примеры успешной реализации евроинтеграционных устремлений не единичны. Новые бизнесмены, люди дела, в отличие от «профессиональных политиков» и все еще по-советски мыслящего партийно-хозяйственного аппарата, более гибки и динамичны в принятии решений по одной причине — они не борются за власть, они борются за эффективное развитие собственных предприятий, расширение доли присутствия на рынке, в конце концов, увеличения прибыли. Но прибыли не за счет «выбитых» льгот и монополизации рынка, а за счет максимального удовлетворения потребительского спроса, предоставления, а не навязывания потребителю желаемых товаров и услуг. Это — по-европейски. Ведь евроинтеграция предполагает не наличие бравурных отчетов об экономическом росте, а создание реального европейского уровня жизни, пускай пока и не одномоментно в рамках всего государства.
…Что касается меня лично, то я бы предпочел въехать в Европу на «Фольксвагене». И думаю, я в этом не одинок.