и так все двенадцать дней
Кабмин несколько растерян и подавлен, председатель бюджетного комитета ВР Юлия Тимошенко заявляет журналистам, что «сегодня счастлива»… Примерно так выглядели основные действующие лица бюджетного процесса-99 вечером в четверг, когда завершилось повторное первое чтение документа. Завершилось убедительной победой бюджетного комитета: когда потребовалось выбирать между его позицией и позицией Минфина, депутаты особо не колебались. Хотя, возможно, поколебаться и стоило. Ведь согласованного документа бюджетный комитет и Минфин не представили, а расхождения относительно доходной части хоть слегка и подсократились, но все равно остаются, по украинским меркам, совершенно фантастическими: 12,37 млрд. грн. - по сводному бюджету и 10,95 млрд. - по государственному.
Да, некоторое смягчение позиций за минувшую неделю все же произошло. Ушли (и, будем надеяться, в небытие) наиболее одиозные моменты законопроекта - типа энерговекселей, расчетов компенсационными сертификатами и прочими денежными суррогатами; примерно на 1 млрд. сократилась сумма доходов, которую должен обеспечить топливно-энергетический комплекс. Но это лишь частности, которые призваны оттенить главное: бюджетный комитет не сомневается. В том, что его, комитета, расчеты совершенно правильны. В том, что дефицит бюджета-99 должен, а главное - может быть нулевым. Что доходы могут составить 33,4 млрд. грн. (хотя многие аналитики, опираясь на состояние реального сектора и опыт уходящего 1998 года, говорят максимум об 11 млрд. деньгами). И что дополнительные - по сравнению с правительственным вариантом - суммы реально взять из таких источников: увеличение поступлений от продажи товаров из госрезерва и возврата его долгов (до 4,2 млрд.), увеличение поступлений от нефтегазового комплекса (рентная плата на нефть и газ собственного производства, плата за транзит нефти, газа, а также аммиака, возврат долгов «Укргазпрома» - всего более 7 млрд.), возврат долгов по кредитам, предоставленным под правительственные гарантии (до 2,8 млрд.).
Судя по тому, как настойчиво г-жа Тимошенко апеллировала ко мнению Национального банка, подписью своего первого зампреда В.Стельмаха подтвердившего «эффективность и реальность таких поступлений», и откровенно игнорировала позицию министра финансов Игоря Митюкова, утверждавшего обратное, ситуация в стране создается чрезвычайная. Еще немного, еще чуть-чуть - и Минфин окажется окончательно выведенным из бюджетного процесса. Зато появляются другие лица. О Нацбанке мы уже вскользь упомянули, а еще, согласно постановлению ВР, будет создана временная специальная комиссия с участием Генпрокуратуры, Службы безопасности и Счетной палаты для выяснения реальности предложенных комитетом бюджетных поступлений от возвращения долгов госрезерва, обоснования механизма ценообразования на нефть и газ - как собственной добычи, так и транспортируемых из России. Кроме того, спикеру А. Ткаченко предстоит обратиться к его российскому коллеге Г. Селезневу с просьбой создать аналогичную комиссию в РФ и выяснить: а кто это необоснованно завышает цены на поставляемые в Украину энергоносители…
Что тут скажешь? Безусловно, бюджетный процесс никогда не бывает без изюминки, но от нынешнего избытка изюма слаще почему-то не становится. Нет, со страной, будем надеяться, ничего худого от принятия нереального бюджета не станется. В конце концов, мы уж и подзабыли, когда это он был в Украине реальным и выполнялся. А вот бездефицитным был. В 1994 году, с подачи тогдашнего министра финансов Григория Пятаченко. В тот год, если помните, и валютный курс был фиксированным, и внешних заимствований практически не было, и рынка ОВГЗ не существовало. Зато впереди, точнехонько как сейчас, маячили выборы. А инфляция подскочила… Бр-р, даже вспоминать не хочется. Мы снова движемся по кругу, только на базе довольно
подупавшего за четыре года реального сектора?
До 22 декабря, дня второго чтения, доработкой бюджетного законопроекта займется правительство, и по скорректированным цифрам мы, вероятно, узнаем очень много интересного: кто вхож, кто теряет влияние на киевском Олимпе, а кого уже можно списать «в архив». Или действительно кто-то рассчитывает, что бюджетные отношения с нефтегазовой отраслью или с тем же госрезервом могут определяться исключительно экономическими расчетами?
Скорее всего, в парламент вернется совсем другой документ. И тогда можно будет серьезно говорить о цифрах.