БЫТЬ ЛИ УКРАИНЕ СНГовской ШВЕЙЦАРИЕЙ?

Поделиться
Казалось бы, если человеку уже сорок и он имеет опыт хозяйственной и организаторской работы, умеет и хочет трудиться, он непременно придет к выводу: хочешь больше зарабатывать - увеличивай интенсивность труда...

Казалось бы, если человеку уже сорок и он имеет опыт хозяйственной и организаторской работы, умеет и хочет трудиться, он непременно придет к выводу: хочешь больше зарабатывать - увеличивай интенсивность труда. Но не бывает такого, что сутками работаешь, а результата нет. Наоборот, тебе дают понять, что чем больше будешь стараться, тем больше проблем и неприятностей у тебя возникнет. Такого не бывает нигде, кроме, пожалуй, нашей страны.

Около 70 процентов населения страны не работает. Что же происходит, почему, где предел и что нас ждет завтра? Каждый день мы слышим ответы на эти вопросы, а результата нет. Слово «будет», как выразился один сатирик, уже почернело от употребления.

О том, как мы живем сегодня, рассказывать долго не нужно. Предприятия стоят, мы потеряли целое поколение, для которого существует единственный кумир - деньги. Огромная часть финансового оборота проходит в «тени» и не потому, что все преступники - просто другого выхода нет.

Правда, не обходится и без парадоксов. Жалуемся на нехватку топлива, а улицы запружены частными автомобилями. Стройматериалы безумно дороги, но вокруг областных центров вырастают города изысканных особняков, заработную плату людям не выдают, но в магазинах полно покупателей.

В столице Украины побывала группа японских финансистов. Руководитель института комплексных исследований при банке долгосрочного кредитования Японии Хиоси Такеучи остался верен восточной вежливости даже тогда, когда его спросили, что он думает о состоянии украинской экономики. Он сказал: «Если судить по вашей статистике, то экономика находится в катастрофическом состоянии. В других странах при таких темпах инфляции на улицах уже была бы бездна нищих, а пожилые люди от голода ели бы собак. У вас же на улицах много полных женщин, работают магазины с дорогими товарами и собаки спокойно бегают, их никто не трогает. Я думаю, что официальная статистика дает неверную картину жизни общества и в экономике вашей есть огромные, никем не учтенные резервы». А ведь прав японский специалист!

Выход, на мой взгляд, есть, и довольно быстрый, позволяющий нам стабилизировать ситуацию и начать постепенное, но реальное продвижение вперед.

Прежде всего, во главе правительства должны стать люди, чьи имена как предпринимателей были бы хорошо известны за рубежом. Те, кто уже работал с зарубежными кредитами и возвращал их, кому верят, которые под свое имя могут получить гораздо больше, чем эти «стабилизационные» подачки. И такие люди есть. Люди, вокруг которых можно было бы объединиться.

Основные кадры - вице-премьеры, министры - должны быть представлены людьми, которые выжили как руководители, удержали свои структуры, развили их в нынешних экономических условиях, которые умеют руководить и знают, какие условия нужно создать руководителю для того, чтобы фирма процветала, пополняла бюджет и помогала неимущим. Позволю себе не согласиться с Президентом, когда он сказал, что у нас короткая «скамейка запасных». Есть у нас немало способных хорошо делать важное и серьезное дело. И вовсе не обязательно, чтобы они были политическими лидерами!

Правда, здесь есть один нюанс. Хороший директор завода, электростанции и другого предприятия знает, что он сможет оставаться на своем посту до тех пор, пока он будет хорошо трудиться. А вот если его назначат руководителем отрасли, министром, то через несколько месяцев, в лучшем случае лет придется идти в отставку. И что дальше? Поэтому на его месте должен быть человек, исполняющий обязанности. Тогда назначенный на высший пост будет работать спокойно и уверенно, зная, что тылы у него обеспечены. Он будет налаживать работу аппарата, контролировать выполнение решений и, главное, разрабатывать нормальную законодательную базу. Разработанные им разумные законодательные документы позволят тем самым зарабатывать себе на достойную жизнь.

Несколько слов о парламенте. Большинство европейских стран живет по уже устоявшимся, проверенным жизнью законам и положениям. Но никто из парламентариев не удосужился проанализировать их, переложить хотя бы малую часть на нашу действительность. Зачем? Мы сами с усами. Мы знаем, что фары на автомашинах следует включать именно 1 октября, и неважно, что в это время ярко светит солнце. Между тем в Германии, Венгрии, Швейцарии и других странах в правилах дорожного движения этот вопрос сформулирован четко и уже весьма давно. И вовсе не нужно было два рабочих дня тратить нашим парламентариям на дискуссии под смех всего народа.

Это только один совсем маленький пример. Но сколько можно было бы привести и более серьезных.

Поневоле возникает вопрос: да тех ли людей мы избрали?

К сожалению, сегодня стихия выносит наверх, к власти, людей, не имеющих своей команды. А если мы думаем, что близкое окружение, скажем, Президента - это его команда, то глубоко ошибаемся. Вот и получается, что если и появляются правильные, смелые идеи Президента, то исполнителей для них нет. А я считаю, что если нет инструмента, гарантирующего реализацию хорошей идеи, то лучше ее вообще не высказывать, чтобы не скомпрометировать. Мне кажется, что если сегодня человек, занявший высокий пост, заявляет, что он внепартийный, то это признание его безответственности. Потому что человек, желающий что-то сделать, должен опираться на своих единомышленников.

Европейские страны в своей основе имеют сложившуюся годами систему управления, основная задача которой - не мешать, анализировать, направлять развитие отраслей. Наш же Кабинет министров, во всяком случае, до последнего времени, напоминал большой родильный дом ближневосточной страны, где каждая роженица (читай - чиновник) ставит своей задачей родить очередного, пускай десятого или пятнадцатого, ребенка (инструкцию), который в будущем кормил бы только ее. Вот и выходят из-под пера чиновников, выросших на инструкциях, уже другие инструкции, тяжесть которых мы испытываем на своей спине. Им же они дают испытывать приятную тяжесть в своих карманах.

Сразу же хочу оговориться: не все чиновники и депутаты таковы, нельзя стричь всех под одну гребенку, но подобных - великое множество. И что особенно плохо, что многие из них не имеют опыта работы в новых экономических условиях. Не имея же такого опыта, человек не может знать беды предприятий, их насущные проблемы.

У нас изумительно трудолюбивый и терпеливый народ. Вот только работать всю жизнь на «светлое будущее» ему надоело. И если нам говорят: вот завтра будет новый парламент (премьер, Кабмин, Президент) и сразу станет лучше - не верьте! При нынешнем подходе к экономике - не станет! Не станет, если принципиально не изменится макроэкономическая политика государства.

Конечно, ее изменение - это большой риск и большая ответственность, но вместе с тем, я в этом глубоко убежден, - единственный на сегодня выход. Не претендуя на безусловную правоту своих размышлений, я не ставлю целью давать программу выхода Украины из глубокого экономического и политического кризиса. Я, наверное, вообще не стал бы писать, если бы не было, как говорил один киногерой, за державу обидно, если бы не испытывал стыд за то, что живу в стране, которая при умелом управлении уже давно могла бы стать СНГовской Швейцарией, сильной, влиятельной и уважаемой державой.

Если говорить, об экономике, то я полагал бы необходимым:

объявить валютную амнистию, потому что никакими приказами или репрессиями денег в Украину не вернешь. Не будет это сделано - такие страны, как Польша, Венгрия, Франция, Швейцария и другие, будут поднимать свою экономику на наших, украинских, долларах;

до стабилизации ситуации (снижения уровня инфляции до 3 - 4 процентов в месяц) разрешить торговлю за СКВ всюду, вплоть до овощных ларьков. Так это делается, например, в Ливане, где торговец и покупатель имеют каждое утро на руках газету с сегодняшним курсом. Сразу же в оборот хлынет огромное количество долларов и курс его начнет падать;

базу налогообложения сделать не с прибыли, а с объекта. Скажем, ларек - столько-то долларов, магазин - столько, поликлиника и т.д.

В этой ситуации деньги повалят в банки, естественно, через национальный с серьезными стабилизационными остатками в нем. При увеличении объема банковского капитала резко упадут кредитные ставки, что увеличит возможности кредитования под низкий процент новых производителей, а у государства появятся долгосрочные средства граждан (до сих пор лежащие в чулках) для финансирования крупных социальных программ. Конечно, при этих условиях необходимо принять закон о секретности банковской информации с уголовной ответственностью за ее разглашение.

Сегодня каждая группа государств имеет «банк-государство» - свою Швейцарию. На Ближнем Востоке это Ливан, статус которого не изменила даже 17-летняя гражданская война. В Европе - Швейцария, на американском континенте - США, в Африке - Кот д'Ивуар. Нет такого государства только среди группы стран бывшего СССР.

Учитывая геополитическое положение, авторитет Украины на международной арене, нам сам Бог велел стать СНГовской Швейцарией.

Что для этого нужно? Повторяю, прежде всего - разрешить хождение всех видов свободно конвертируемой валюты. Но это только первый шаг. Учитывая, что в Украине сосредоточено не менее 5 млрд. долларов, необходимо делать второй шаг: принимать закон о банках, взяв за основу ливанское, швейцарское законодательство. Чтобы только решением Верховного суда, если доказано, что деньги у вкладчика «грязные», можно было вскрыть его валютный счет. Будет такая гарантия у человека - отнесет он свои деньги в банк, не станет прятать дома. А если обеспечить вклад приличными процентами (желательно до 10 процентов годовых), то потекут сюда деньги и из стран ближнего зарубежья.

Второй важный момент - налоговая политика. Сегодня за неуплату налогов теоретически можно наказать даже дворника - получает 1,5 млн. крб., но насобирал и сдал бутылок еще на полмиллиона и купил вещь за 2 млн. При нынешней налоговой политике заинтересованных работать нет. Ни торговать, ни производить, создавать новые рабочие места и т.д.

Повторю: налог должен быть, во всяком случае в этот период становления, не с прибыли, а с объекта. Скажем, имеет человек частную клинику - пусть платит налог в сумме определенного количества долларов. А что заработает свыше этого - его. Излишки он отнесет в банк, и они будут служить государству. Зато в таких условиях у него будет стимул интенсивно работать, много зарабатывать и не скрывать это.

Такой закон нужен и по другим причинам. Прежде всего потому, что в цивилизованный рынок вернется целый ряд предприятий, виды деятельности которых физически не укладываются в существующие налоговые рамки.

Позиции, которые я назвал, базовые - они помогут решению острых проблем, таких, как отсутствие средств на социальные программы, отсутствие оборотного капитала, кризис неплатежей и др.

Есть еще локальные, но тоже важные вопросы: создание схемы по альтернативному, независимому от России обеспечению страны энергоносителями; выход украинских производителей на рынки Ближнего Востока и Африки.

Вопросов много. Но и ответы на них есть! Нужно переходить от слов к делу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме