Лидерство держав в мировой экономике напрямую зависит от разнообразия применяемого экономического инструментария
Прошедшее десятилетие в мировой экономике наглядно показало, что принцип «чем дальше от социализма, тем ближе к капитализму» не всегда верен. Отличительной чертой индустриально развитых стран сегодня является не фанатичное пристрастие к какой-либо одной макроэкономической теории, а умение пользоваться всем известным человечеству экономическим инструментарием, от приемов военного коммунизма до утопических идей либералов прошлого столетия. И от того, сможет ли Украина избавиться от капиталистического стереотипа образца девятнадцатого века и расширить свой экономический кругозор, во многом зависит ее будущее.
Актуальность данной темы именно сегодня обусловлена несколькими причинами. И главная из них — сегодняшнее представление общества о рыночной экономике полностью себя исчерпало. Следовательно, экономические власти не могут предпринимать необходимые меры, внедрять новые модели работы экономики из опасения быть непонятыми.
Затягивание с принятием важного налогового законодательства, новых принципов определения основных энергетических, транспортных и природных тарифов можно объяснить именно идеологическим отставанием. Например, сегодня совершенно ясно, что пока тезис о том, что на практике невозможно построить равносправедливую налоговую систему, не станет понятен большинству, выхода их тупика постоянного перекроя налогового законодательства не будет.
Та же ситуация и в сфере взаимоотношений крупных предприятий крупного бизнеса и государства. Металлургический комбинат или шахту, в отличие от базарного лотка, нельзя построить за один день. А значит, нельзя и закрыть, если производство, созданное с большим трудом, в определенный период показало отрицательный результат. К счастью для страны, с этим тезисом согласятся многие, но к несчастью для нее, не многие согласятся с тем, как данное правило нужно расшифровывать.
А вся проблема в том, что экономическая целесообразность и принцип равенства всех субъектов хозяйствования очень часто не совпадают. Те государства, которые это давно поняли и сделали выбор в сторону целесообразности, ушли вперед, остальные продолжают путаться в построении «справедливых моделей».
Вечная дилемма
Украине, если присмотреться внимательно, очень часто за десять лет своей независимости приходилось делать выбор именно между справедливостью и целесообразностью. И как это ни парадоксально для некоторых экономистов, успех приходил именно тогда, когда справедливость ущемлялась.
Достройка ряда кораблей себе в убыток, позволившая сохранить рабочих и технологии, привлекла на судостроительные заводы страны инвесторов и покупателей. Эксперимент в горно-металлургическом комплексе, раскритикованный в Украине известными теоретиками рыночной экономики и МВФ за ущемление прав мелкого и среднего бизнеса, положил начало росту ВВП страны и привел нас к седьмому месту в рейтинге мировых производителей стали.
Нашумевшие в свое время «свободные экономические зоны» и «территории приоритетного развития» до сих пор являются оазисами роста в кризисных регионах и уже не рождают споров относительно своей необходимости. Точно так же, как в странах с развитой рыночной экономикой давно прижились и перестали порождать острые дискуссии государственные дотации отдельным, ключевым отраслям экономики. Дотации, которые сами по себе вполне можно назвать классическим методом социалистической модели экономики.
Между тем время и окружающий мир ставят перед нашей страной новые задачи, часто не такие спорные по своей сути, как вышеперечисленные, но, тем не менее, требующие быстрого решения. Одна из последних — продолжительное падение мировых цен на алюминий, и в этой связи — судьба отечественных производителей «летающего» металла.
Ответ на данный вызов кроется не столько в выборе между справедливостью и государственной целесообразностью, сколько в области применения нестандартной модели работы для разрешения кризисной ситуации.
Самое интересное, что в ближайшее время мы с вами сможем наглядно увидеть, насколько наше общество идеологически созрело для дальнейшего развития на вполне наглядном примере.
Если подробнее, то суть проблемы состоит в следующем. Год назад тонна первичного алюминия на Лондонской бирже металлов, определяющей мировые цены, стоила более 1600 долл./т. К началу нынешнего года цена металла снизилась до отметки в 1250 долл./т. Сегодня стоимость сделок по алюминию — 1340 долл./т.
Уточним, что как сегодняшняя, так и цена полугодичной давности ставит единственного производителя этого металла в стране — Запорожский алюминиевый комбинат, с валовой выручкой 900 млн. грн. в год — в достаточно проблематичное положение. Отечественных «цветных» металлургов устраивает лишь мировой спрос на уровне не ниже 1400 долл./т.
Так вот, с целью предотвращения кризисной ситуации на Запорожском алюминиевом комбинате Кабинет министров Украины поддержал достаточно свежую, как для нашей страны, идею привязки энерготарифов предприятия к уровню цен на алюминий на Лондонской бирже металлов. Уже в ближайшее время принцип тарифообразования, успешно действующий в России и других странах мира, должен обрести более конкретную цифровую форму и отправиться на окончательное утверждение в Кабмин.
На вопрос, почему именно ЗАлК оказался в числе испытателей новой модели, ответить просто: цены на продукцию всех других металлургических предприятий Украины закреплены в долгосрочных контрактах, тогда как спецификой продаж в мировой алюминиевой отрасли является постоянная ориентация на колеблющиеся цены Лондонской биржи металлов.
Трудный выбор
И вот здесь начинаются опасения: смогут ли соответствующие ведомства, которым поручена разработка проекта, увидеть перспективы, которые открывает перед государством новая модель работы, и воспользоваться ими? Или они из страха перед неизбежными сложностями при запуске любого новшества нивелируют принцип идеи?
Другой угрозой прогрессивному начинанию является давление со стороны остальных участников энергетического рынка — людям свойственен консерватизм. Однако от описания эмоций лучше перейти к описанию преимуществ модели привязки внутренних энерготарифов к стоимости экспортируемого товара.
А они следующие. При низкой цене на мировых рынках на экспортируемый товар, предприятие будет платить за электроэнергию по тарифу, который несколько ниже среднего уровня. Что, в случае с алюминиевым комбинатом, дает возможность сохранять производство на плаву. Так как 37% себестоимости алюминия — это цена потребленной на его выплавку в печах электроэнергии. В то же время государство не несет существенных потерь, поскольку себестоимость производства электроэнергии в стране все еще значительно ниже цены ее продажи.
В свою очередь, когда цены на алюминий на мировом рынке установятся в своих обычных пределах 1450 — 1550 долл./т, государство получит прибыль от продажи большого количества электроэнергии крупному потребителю, уцелевшему во время кризиса. А когда цены на алюминий вырастут до уровня, например, 1600 долл/т, государство получит дополнительную «премию». Потому что энерготариф, привязанный к мировой цене, заставит алюминщиков платить за 1 кВт/ч заметно больше других потребителей.
Грамотно выписав данную схему, трудно не обеспечить государство дополнительным доходом, а производителей алюминия — уверенностью в завтрашнем дне. Внедрение новой модели в цветной металлургии вполне можно будет назвать знаковым, ведь оно открывает совершенно новые перспективы привязки внутренних цен к мировым, что увеличивает интеграцию украинской экономики в глобальный рынок.
Соответственно, когда новая модель себя оправдает на примере двух ведущих предприятий цветной металлургии — ОАО «Запорожский алюминиевый завод» и казенного предприятия «Запорожский титано-магниевый комбинат», принцип можно будет распространить на другие промышленные предприятия Украины.
Почему бы государству не выступить в роли некой страховой компании для собственных крупных промышленных предприятий и не получить за это дополнительные доходы в бюджет? Ведь другие государства уже давно так поступают.
Безусловно, данный шаг ломает нынешнюю модель украинского энергорынка, которая по большому счету сейчас представляет собой машину глобальной административной уравниловки, со всеми вытекающим последствиями. Но развитие как раз и заключается в увеличении разнообразия.
Новый собственник
Два года назад в результате ажиотажного приватизационного конкурса Запорожский алюминиевый завод был приватизирован российским «АвтоВАЗ-Инвестом», купившим 68,01% акций ЗАлКа. Государство сохранило за собой блокирующий пакет — 25%, остальные акции распределены между мелкими акционерами.
За последний год новый собственник увеличил расходы на заработную плату на 10 млн. гривен, обеспечив ее рост на комбинате в среднем на 31,9% — до 884 грн. в месяц. Расходы на социальное страхование были увеличены на 5,1 млн. гривен. Административные расходы, напротив, сокращены на 6,5 млн. гривен.
Внутренние резервы
Цены на алюминий на Лондонской бирже металлов за последний год упали с 1680 долл./т до 1280 долл., что, естественно, негативно отразилось на рентабельности ЗАлКа, снизившейся с 16,3% до отрицательной отметки. Новый менеджмент в сложившихся условиях предпринял ряд мер, фактически исчерпав внутренние резервы снижения себестоимости продукции:
наращивание производства алюминия-сырца до 103,5 тыс. тонн (рекордный показатель за всю историю комбината);
оптимизация производственного процесса с целью уменьшения расходования сырьевых компонентов при производстве глинозема и алюминия, что позволило снизить себестоимость 1 тонны продукции на 72,7 гривни;
снижение энергозатрат производства с 17,3 до 17,1 тыс. кВт.ч/т;
снятие с баланса двух убыточных предприятий и передача коммунальному сектору объектов соцкультбыта.
Все предпринятые меры не смогли компенсировать 20-процентного падения цен на алюминий в мире, и в ноябре прошлого года ЗАлК обратился к правительству с просьбой снизить для него энерготарифы. Совместно с Минпромполитики экономисты завода разработали методологию привязки цены электроэнергии к стоимости конечной продукции на Лондонской бирже металлов. Принятые меры должны помочь предприятию пережить спад мирового рынка без сворачивания производства, а при возобновлении роста котировок даже увеличить платежи в бюджет.