Журналистке Катаржине Прушкевич, работавшей на европейское агентство Investigate Europe удалось выявить в польском городе Вроцлав "фабрику троллей", которая называла себе агентством по пиару и управлению репутацией в социальных медиа, пишет Тhе Guаrdiаn.
Девушка рассказала для издания об изнанке мира подобных организаций, после шести месяцев работы там.
Прушкевич устроилась в компанию Cat @ Net. Первой задачей для журналистки было создание учетной записи в соцсетях для обмена "социальным и политическим контентом" с целью привлечения 500 подписчиков. После испытательного периода ей был предоставлен доступ к внутренним каналам коммуникаций компании, с помощью которых работники "фабрики", каждый из которых вел десяток или больше фейковых аккаунтов, получали указания от своих кураторов: на чей контент реагировать, кого поддерживать, а кого заблокировать.
По словам девушки, все управление репутацией сводилось к управлению фейковыми аккаунтами с исполнением распоряжений руководства по взаимодействию, раскрутке и очернению указанных людей и компаний.
"Тролли" создавали содержание как левого политического направления, так и правого. Они должны былт привлекать внимание, завоевывать авторитет и поддержку других пользователей социальных медиа, которые затем можно было бы привлечь к поддержке потенциальных клиентов компании.
"Цель - завоевать доверие людей с обеих сторон политического поля. После того, как вы получите чье-то доверие, спроектировав их собственные взгляды на них, вы сможете влиять на них ", - говорит Войцех Цесла, руководитель журналистского расследования в котороя учувствовала Прушкевич.
Большинство работников Cat @ Net являются людьми с инвалидностью, что позволяет компании получать значительные государственные субсидии из Польского национального фонда реабилитации инвалидов. По данным журналистов, с ноября 2015 года компания получила из фонда около 9, 7 млн гривен.
Одна из обязанностей Катаржины Прушкевич было управлять анонимными учетными записями и продвигать контент общественного вещателя - Телевизионной телекомпанией Польши (TVP). Как отмечает издание, сейчас TVP критикуют за приверженность правящей партии и язык ненависти в адрес нацменьшинств.
Фейковые акауты использовались для унижения критиков вещателя.
По данным лондонской аналитической компании ISD Global, учетные записи Cat @ Net создали до 10 тысяч постов в защиту TVP, а потенциальный объем охвата аудитории тогда составлял около 15 млн пользователей.
Другим бенефициаром операций по воздействию Cat @ Net был недавно избран член польского парламента от партии Демократический левый альянс. Фейковые аккаунты продвигали его кандидату в Европейский парламент на выборах в мае этого года.
Также некоторые "тролли" концентрировались на теме авиации и обороны. Их "целями" были ключевые лица, принимающие решения о заключении основных правительственных оборонных контрактов.
В ответ на расследование журналистов руководство Cat@Net разместило на своем веб-сайте заявление, где категорически отрицает обвинения в том, что является "фабрикой троллей". Фирма подчеркнула, что сфера деятельности компании - аутсорсинг маркетинговых операций в социальных сетях. Cat@Net просто передает точную информацию, говорит за своих клиентов и продвигает их продукты и услуги, как и любое другое агентство такого рода.