«Мое сознание становится немного туманным, когда я слишком долго сосредотачиваюсь на работе. Поэтому, чтобы защитить свое «время производительности», я реформировала жизнь, сосредоточившись на здоровье и собственном благополучии. Меньше времени для работы - это ключ к моей продуктивности», пишет автор Кэри Вигинтон для Washington Post.
«Я выполняю основную часть своих задач в течение четырех-пяти 55-минутных отрезков времени в течение дня, делая получасовые перерывы, когда мой ум начинает затуманиваться. Хотя за этим стоит не так много научных исследований, гуру производительности настаивают на мнении, что мы достигаем лучших результатов, работая интенсивно лишь примерно четыре-5 часов в день», - пишет автор статьи.
Ученые определили этот диапазон, частично благодаря исследованию под руководством психолога Андерса Эриксона, которое создало «правило 10 000 часов». Концепция, популяризованная писателем Малкольмом Гладвеллом отмечает, что для того, чтобы стать мастером в чем-то, нужно как минимум 10 тысяч часов интенсивной практики, хотя Эриксон заявил, что это слишком упрощенное объяснение.
Какую это имеет связь со способностью фокусировать свое внимание на выполнении задач в течение четырех или пяти часов? Именно в течение такого временного промежутка практиковались «наиболее успешные» участники в исследованиях Эриксона.
По словам писателя Алекса Суджунг-Ким Панга, который специализируется на производительности, такой график часто использовали известные успешные люди. Элис Манро, Чарльз Дарвин и Габриэль Гарсия Маркес имели схожие «привычки».
«Вместо того, чтобы работать чрезвычайно долго, они максимально увеличили глубину времени фокусирования внимания на день, и это принесло результаты. Они организовали свой день таким образом, чтобы тратить примерно 4 или 4,5 часа для действительно интенсивной глубокой работы», - говорит Панг.
Хотя нет четких исследований о работе и сосредоточенности, такой «график фокусировки» звучит достаточно обоснованно по мнению доцента кафедры психологии Калифорнийского университета Калины Михальской. Однако она считает, что эта стратегия не работает одинаково для всех. Люди имеют индивидуальные различия «в потенциале внимания и биоритмах», сказала она.
«Существуют также различия в том, как мы управляем собственными эмоциями, особенно после проблем, с которыми заставила людей столкнуться пандемия коронавируса. Мы все пережили стресс и беспокойство за последний год. Это само по себе влияет на наше внимание», - сказал Борна Бонакдарпур из Северо-Западного университета в Чикаго.
Кроме пандемии, главными причинами ограниченной способности сосредотачиваться являются когнитивные перегрузки и использование энергии.
«Когда вы активизируете метаболизм мозга, он получает побочные продукты, от которых в конечном итоге нужно очиститься. Мозг должен отдыхать», - сказал он.
По словам Бонакдарпура, исследования показывают, что на каждые 2 часа интенсивной работы нужно примерно 20-30 минут перерыва.
«Конечно, иногда работа, которую мы выполняем, не требует 100 процентов нашего внимания. Вот почему вы можете выполнять эту работу, даже когда устали. Но как общий принцип, в такой ситуации мозг функционирует менее мощно. Исследования показывают, что, когда фокус внимания скользит, мы менее мотивированы, делаем больше ошибок и легче отвлекаемся», - добавил Бонакдарпур.
Такая тенденция касается профессий, где отсутствие внимания может угрожать жизни. Например, диспетчеры воздушного движения, по данным Федеральной авиационной администрации, непосредственно управляют живым движением в среднем лишь около четырех часов в течение восьмичасовых смен.
Но большинство людей не являются диспетчерами воздушного движения с руководителями, которые понимают пределы сосредоточенности. Если есть только четыре-5 часов пика внимания в течение обычного рабочего дня, как можно оптимизировать это время? Есть несколько советов от экспертов.
Работайте временными отрезками, чтобы дать мозгу шанс отдохнуть. Сначала Михальская попыталась использовать так называемый «Метод Pomodoro»: вы работаете 25 минут, а затем отдыхаете три-пять минут. После четырех из этих блоков вы делаете получасовой перерыв. Но она обнаружила, что при использовании такого метода больше сосредоточивалась на таймере, чем на своей работе. В конце концов она расширила работу на более длительный период.
«Я стараюсь работать 45 минут, а потом делаю перерыв», - говорит Михальская.
Планируйте свои перерывы заранее. После рабочих блоков Михальская делает пятиминутный отдых, убедившись, что оставляет время на обед. Она рекомендует планировать свою неделю, учитывая перерывы.
В своем графике она также оставляет немного места для переходов между задачами, которые включают написание, исследование, преподавание и встречи со студентами. Профессор сказала, что планирование помогает ей придерживаться графика.
«Вам нужно немного времени, чтобы проверить задачи, попить воды, погулять, проверить почту, ответить на звонок», - сказала она.
«Хотя перерывы в работе могут казаться препятствиями на пути к производительности, вы можете быть удивлены тем, что происходит, когда вы даете своим мыслям отдохнуть. Ваш творческий ум не перестает работать, пока вы ждете кофе или гуляете. Иногда это может вызвать те же «моменты просветления», которые мы все так ждем», - говорит Панг.
Следите за своей продуктивностью. «Вы можете думать о своем времени интенсивной сосредоточенности, как о финансах, то есть надо создать подробный список того, как вы тратите время наибольшей продуктивности. Каждые 15 минут записывайте, что вы делаете. Сначала это может быть скучно, но результат покажет, как часто вы делаете непринужденные перерывы или проверяете социальные сети, когда думаете, что работаете», - сказала Михальская.
Защита от сбоев. «Мои самые продуктивные дни - это когда работа кажется настолько непринужденной, что я с нетерпением жду завершения перерывов, потому что не чувствую в них необходимости. Состояние легкости, «потока» - термин, введенный психологом Михаилом Циксентмигали - это когда ты чувствуешь себя в полном диапазоне своих способностей, но не за их пределами», - добавляет Панг.
Чтобы работа чаще казалась непринужденной, надо ограничить время на «отвлечения». Исследование показало, что для перефокусировки на другую задачу может потребоваться от 30 до 60 секунд.
«Я устанавливаю режим «не беспокоить» на своих устройствах. Я не получаю уведомления, электронные письма, текстовые сообщения или заголовки новостей. Этот вид отсоединения может показаться невозможным там, где вы работаете. Но все большее количество компаний трансформируют свою политику так, чтобы работники могли отключаться от сети на несколько часов в неделю. Они устанавливают время, когда каждый может быть «изолирован», игнорировать сообщения, не отвечать на телефонные звонки и просто концентрироваться на своих важнейших задачах», - говорит Панг.
По его словам, это простые вещи, но они действительно способствуют повышению производительности и благосостояния работников.
«Многие люди признали, что можно изменить систему работы, и что немаловажно, изменить ее к лучшему», - говорит исследователь.
Главный экономист Банка Англии Энди Холдейн изучил экономическое влияние «большого эксперимента на дому», спровоцированного пандемией коронавируса. Ведь для того, чтобы предотвратить распространение болезни, многие компании отправили своих работников на дистанционную работу, пишет Financial Times.
Первая часть исследования касается влияния дистанционной работы на производительность труда. До пандемии COVID-19 удаленная работа ассоциировалась с большей производительностью, а сейчас - с меньшей. Одна константа состоит в том, что удаленная работа сделала многих людей счастливее, но менее продуктивными.