Бывший капитан судна Rhosus Борис Прокошев рассказал о рейсе, которым перевозили 2,7 тонн аммиачной селитры, как груз оказался в порту Бейрута и почему его не забрали раньше.
В 2013 году Прокошеву предложили работу капитаном судна. По его словам, в то время он жил в Одессе и ему нужна была работа (Борис Прокошев гражданин России с видом на жительство в Украине).
«Я на нем до этого работал, где-то за год. Отработал примерно четыре месяца… Тогда хозяева были другие, киприоты. А этот Игорь Гречушкин (владелец Rhosus, бизнесмен из Хабаровска – ред.) принимал его у них как раз, когда я уходил», - рассказал он в интервью «Сибирь.Реалии».
Судно стояло в Турции, на рейде Тузлы, и оттуда должно было идти в Мозамбик с грузом селитры, погруженным в Батуми (Грузия). Rhosus взял курс на Грецию, и вскоре встал на рейд в Пирее.
«Встали на рейд, заправились, заказали то, что нам нужно на рейс. Гречушкин все подписал. А когда дело дошло до получения заказа – продовольствие, всякие расходные материалы – он сам приехал и почти все вернул обратно поставщикам, не заплатил. Сказал, денег нет», - вспоминает Прокошев.
Бизнесмен заставил экипаж судна идти в Бейрут за дополнительным грузом – тяжелой дорожной техникой. Его должны были разместить на палубе, но люки трюмов не выдерживали вес. Моряки отказались, и Rhosus должен был отправиться на Кипр, в Ларнаку.
«Но пароход арестовали ливанские власти за неуплату портового сбора. Кроме этого, команда узнала, что он не платил предыдущему экипажу судна (моряки не получали денег четыре месяца, обращались в Международный профсоюз моряков), и забастовала. В принципе, можно было уговорить экипаж дойти до Кипра, но из Бейрута нас не выпустили», - вспоминает капитан.
Часть команды смогла покинуть Ливан, а Прокошев, два механика и боцман провели там 11 месяцев. Денег от Гречушкина моряки не получали даже на еду, Министерство иностранных дел РФ, по словам капитана, подошло к вопросу их освобождения формально.
«Что самое интересное – я сначала-то и не волновался. Думаю, груз все равно нужен заказчикам (из Мозамбика), они его будут требовать. Выручат груз, ведь они только за перевозку миллион долларов отдали. Но покупатели никаких шевелений не проявляли вообще!», - говорит он.
В итоге моряки продали топливо и на эти деньги наняли адвоката, который добился их освобождения, дорогу до Одессы оплатил владелец судна. Прокошев пробовал судиться с Гречушкиным из-за невыплаты зарплаты, но суд отказал из-за двойного гражданства бизнесмена.
После отъезда моряков селитру выгрузили на склад, под ответственность Министерства транспорта. А пароход два-три года назад утонул – у него была небольшая дыра, а откачивать воду было некому.
Вечером 4 августа в порту столицы Ливана Бейрута прогремели несколько мощных взрывов. По разным данным, погибли 137 человек, больше 4 тысяч получили ранения. Продолжается спасательная операция по поиску людей под завалами. Среди пострадавших – несколько украинцев, они получили легкие травмы (ушибы и порезы).
Взрывной волной разрушены близлежащие здания и десять многоэтажных домов; они были такой силы, что их последствия ощущались на расположенном в 160 км Кипре. Сумма ущерба оценивается в 5-15 млрд долларов.
В Ливане объявлен траур, в самом городе на две недели ввели режим чрезвычайного положения.
По предварительной версии, причиной взрыва стало нарушений условий хранения 2 750 тонн аммиачной селитры. Но США не исключают целенаправленной атаки – через несколько дней в Ливане должны были судить четырех боевиков «Хезболлы» за взрыв 2005 года, в котором погибли премьер-министр страны Рафик аль-Харири и еще 21 человек.