Военные самолеты РФ все чаще приближаются к западному воздушному пространству с непонятными намерениями и выключенными цифровыми идентификаторами. В 2022 году Альянс зафиксировал больше подобных провокационных инцидентов, чем когда-либо ранее, основная часть из них была над Балтийским морем. Тем не менее, западный Альянс сохраняет спокойствие. Об этом пишет Redaktions Netzwerk Deutschland (RND).
В частности, в 2022 году самолеты НАТО совершили 570 вылетов в Европе для перехвата российских военных самолетов, приближавшихся к воздушному пространству Альянса. Эту ранее неопубликованную цифру предоставил официальный представитель НАТО изданию RND. По сравнению с предыдущим годом это почти вдвое больше: в 2021 году Альянс зафиксировал 290 таких случаев.
Представитель НАТО сказал, что большинство миссий в 2022 году состоялось над Балтийским морем. Во всех случаях, по его словам, удалось оттеснить российские самолеты и избежать эскалации.
«Подавляющее большинство воздушных столкновений было решено безопасно и профессионально», - добавил он.
Однако в ряде случаев российские военные самолеты осуществляли рискованные маневры вблизи невооруженных разведывательных самолетов Альянса. В ноябре прошлого года военные самолеты РФ также «опасно» пролетели над кораблями НАТО, осуществлявшими обычное патрулирование в Балтийском море. Страны Альянса выразили свою обеспокоенность этими инцидентами российским официальным лицам через дипломатические каналы.
Восемь тревог в начале февраля 2023 года
В 2023 году небо над Европой остается неспокойным. В начале февраля было восемь тревог за одну неделю. Все они касались Эстонии, Латвии и Литвы. Иногда к воздушному пространству трех стран НАТО приближались истребители СУ-27 или СУ-30, иногда тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76.
Во всех случаях российские экипажи вели себя так, будто им безразлично, что они собираются пролететь над территорией суверенных государств.
Три заметных признака делают некоторые полеты российских военных провокацией:
- российские экипажи часто не объявляют план полета заранее, в отличие от международной практики;
- они также не считают нужным связываться с соответствующим региональным органом авиационной безопасности во время полета и предоставлять информацию о своем местонахождении;
- некоторые даже выключали транспондер при приближении к странам НАТО (как правило, транспондеры на всех видах самолетов предоставляют непрерывную цифровую информацию о происхождении и идентификации самолета).
В таких случаях НАТО начинает действовать. Западные истребители поднимаются в воздух, а находящиеся в воздухе западные патрули меняют курс: начинается согласованное в Альянсе «патрулирование воздушного пространства».
В чем смысл провокаций?
Самолеты НАТО начинают сопровождать российские самолеты. Приближающиеся к ним экипажи НАТО выясняют идентификацию и национальную принадлежность самолета, а также передают данные в свои оперативные центры. Затем они направляют российские самолеты обратно в международное воздушное пространство и сопровождают их некоторое время, если это необходимо.
Демонстрация силы Альянса может включать западные реактивные самолеты, показывающие свое вооружение путем кратковременного вращения вокруг своей оси. Однако российские экипажи в любом случае знают, что, как только их самолеты будут идентифицированы, они также попадут на радары современных зенитно-ракетных комплексов, которые являются частью многоуровневой системы противовоздушной обороны НАТО. До сих пор все подобные эпизоды заканчивались одинаково: российские самолеты возвращались назад.
Так в чем же смысл российских провокаций, спрашивают не только рядовые граждане, но и эксперты. По словам представителей НАТО, это «своего рода непрерывное испытание, бесконечное испытание нервов», подобно тому, которое уже много лет переживает Тайвань в отношениях с Китаем.
НАТО хочет, чтобы «не было места для недоразумений»
Пекин часто отправляет истребители через зону противовоздушной обороны Тайваня. Результат – двойная усталость ВВС Тайваня. Вряд ли пилоты успевают за постоянными новыми взлетами, и недавно рассматривалась возможность создания более автономной системы противовоздушной обороны.
Альянс НАТО, однако, не хочет выглядеть уставшим перед лицом войны РФ против Украины.
«Мы остаемся внимательными. Мы обеспечим, чтобы в Москве не было места для недоразумений нашей готовности защищать всех союзников», - заявляют в штаб-квартире НАТО.
Действительно, Альянс демонстрирует, что он как никогда хорошо подготовлен к «холодной войне» в небе над Европой, от Черного моря до крайнего севера.
В середине января Альянс отправил часть своих самолетов-разведчиков AWACS с немецкой базы в Гайленкирхене в город Отопень близ Бухареста – оттуда они будут «всматриваться» в российское воздушное пространство глубже, чем раньше.
В то же время, Дания позволила ВВС США разместить целую эскадрилью истребителей F-35A Lightning II на авиабазе Туле. Солдаты ВВС во всем мире знают, что такие учения являются сигналом решительности.
После вторжения России в Украину в феврале 2022 г. НАТО укрепляет свои боевые группы в государствах от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.