В начале сентября газета “Вашингтон Пост" опубликовала редакционную статью об Авраамских соглашениях. Она стала отказом от соглашения о нормализации отношений между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. Газета обвинила стороны договора в цинизме, предвыборной агитации, укоренении авторитаризма, втягивании Соединенных Штатов в религиозные конфликты в регионе и предательстве дела палестинцев. Справедливости ради следует отметить, что авторы редакционной статьи признали, что сделка по нормализации стала позитивной в узком смысле, но, тем не менее, отвергли то, что она является результатом ошибочного подхода президента США Дональда Трампа к Ближнему Востоку. Это сложная штука, пишет Стивен Кук для Foreign Policy.
Автор считает, что The Post уделяет слишком много внимания соглашению с Белым домом, но при этом слишком мало внимания критическому, но едва заметному последствию Авраамского соглашения: принятии евреев и иудаизма в арабском и мусульманском обществе. Это очень важно, уверяет Кук.
Автор смотрит на эмиратские усилия по изучению и пониманию иудаизма и его распространения среди евреев с точки зрения того, кого лучше всего можно охарактеризовать как "культурного еврея".
Контраст между тем, что делает ОАЭ через Авраамские соглашения, и более широкими усилиями по охвату других конфессий, в частности, римских католиков.
В Каире в конце 1990-х - начале 2000-х годов автора поразил не антисионизм, который был частью политического дискурса, чего следовало ожидать, а антисемитизм. Он был частью культурного дискурса. Этот феномен был тесно связан с отказом правительства от критических сфер, таких как образование и культура, в пользу "Братьев-мусульман" и, в свою очередь, с войной режима за позицию с исламистами. В Саудовской Аравии школьников раньше изучали, что евреи являются потомками свиней и обезьян.
С подписанием Авраамских соглашений Эмираты изменили это. Их взгляд в сторону Израиля вызвал живой интерес к евреям и иудаизму в регионе. Англоязычная газета Khaleej Times опубликовала несколько страниц о Рош Ха-Шана. Сначала в Абу-Даби были службы Рош-Ха-Шана (хотя в Дубае есть еврейская община, которая отмечала Новый год). Правительство распорядилось о возможности кошерного питания в гостиницах и на бортах авиалиний страны. И, как и в последние несколько лет, министр иностранных дел Арабских Эмиратов Абдулла бин Зайед пожелал евреям "Шана това" в твиттере. Автор задает вопрос, когда в последний раз это делали другие министры иностранных дел?
Важно отметить, что еще до того, как существовало нечто, называемое Авраамскими соглашениями, ОАЭ тратили много времени и сил на строительство в Абу-Даби межконфессионального комплекса, соединяющего мечеть, церковь и синагогу под названием "Дом семьи Авраама", как центр религиозной толерантности. В начале этого года автор столкнулся в аэропорту с одним из известных раввинов Вашингтона, ожидавшим рейса из Эмиратов домой. Он был там, чтобы принять участие в одной из инициатив эмиратского правительства по воспитанию толерантности.
Для многих обращение эмиратцев к евреям может показаться циничной уловкой. Автор прогнозирует негативные комментарии в твиттере: "Эмиратцы просто отбеливают свой ужасный послужной список по Йемену и правам человека" или "Это циничные связи с общественностью страны, которая хочет выставлять себя в качестве модели толерантности, но это вовсе не модель толерантности, пока политические оппоненты находятся в тюрьме".
“Это, конечно, вполне обоснованные опасения. Вряд ли я наивен, но я готов поверить эмиратцам на слово, хотя бы потому, что они, кажется, так искренне заинтересованы в нормализации иудаизма. И, даже если это касается связей с общественностью, я все равно не против. В конце концов, это лучше, чем наоборот, когда есть гонка на дно по поводу того, кто в регионе может превзойти друг друга в плане еврейской ненависти”, - пишет Кук.
Похоже, что ОАЭ также создали положительную динамику во всем регионе. Саудиты, которые по прежнему сопротивляются установлению связей с Израилем, несмотря на сообщения о давлении со стороны администрации Трампа, сами переосмысляют свой подход к иудаизму. У египтян несколько лет назад был короткий момент самоанализа прошлого и роли евреев в египетском обществе, но этот вопрос остается нерешенным. Молодые иракцы делают то же самое.
“Так что редакторы, журналисты и аналитики могут сколько угодно критиковать Авраамские соглашения. Они могут оказаться правильными, и нормализация отношений между ОАЭ и Израилем - это еще не все, что нужно, но для еврейского ребенка это уже многое. На самом деле я с нетерпением жду возможности пойти в синагогу в Абу-Даби, даже если по дороге туда пожалуюсь на это”, - резюмирует автор.