Первая из них боролась за право на независимость, вторая - за честные выборы, а третья - за право выбирать геополитический курс страны. Для поляков, которые тоже спланировали и приняли участие в революции в 80-х годах, ключом была подготовка к окну возможностей. Нужно было иметь идею, четкие требования, план реформ и готовых лидеров.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет бывший президент фонда "Солидарность" и государственный вице-секретарь в Министерстве иностранных дел Польши в 2010-2012 годах Кшиштоф Становский.
Он замечает, что странам в среднем раз в 50 лет выпадает шанс провести изменения. Украина кажется исключением из этого правила, поскольку ей выпадают шансы каждые 10 лет. Польше понадобилось пройти через несколько попыток, чтобы стать более независимой и подготовленной. На протяжении 124 лет она переживала восстания и неуспешные попытки восстановить независимость каждые 30 лет. Каждое поколение хотело и было готово бороться. Варшавское восстание в 1944-м, познанские протесты в 1956-м, студенческие демонстрации в марте 1968-го, польские протесты в 1970-м, забастовки рабочих в 1976-м и протесты "Солидарности" в 1980-х - все это были попытки, которые подготовили Польшу к удачному моменту.
В Польше не было одного лидера. Лех Валенса был героем. Но было и много других лидеров включительно с депутатами и их помощниками. В случае ареста или убийства одних, другие готовились заменить их во главе движения. Такая подготовка базировалась на воспитании ценностей и долга перед страной. И когда пришло время перемен, было важно иметь много кандидатов для государственной службы.
На этапе подготовки самообразование играло важную роль. Польша публиковала около тысячи различных подпольных газет, несмотря на то, что за это сажали в тюрьму на три года. Но цензура оказалась неэффективной.
В Польше проходили дискуссии о реформах в течение пяти лет до 1989-го. О них говорили в тюрьмах, университетах, образовательных клубах. Это означало, что в момент изменений Польша была готова к реформам. Когда же пришло время их выполнять, это надо было сделать быстро. План Лешека Бальцеровича был воплощен за 90 дней, в то время как реформа самоуправления состоялась за 180 дней после формирования первого правительства. Имплементация реформ очень важна в первые же дни, потому что люди готовы идти на жертвы. После того, как поляки победили в революции, они не вернулись домой, а начали сплачиваться вокруг изменений. Следующим заданием было провести их на местном уровне. В процессе реформирования самые тяжелые первые 10 лет, потому что не понятно, к чему они в конце приведут.
"Во времена, когда Москва хочет, чтобы Украина сосредоточилась на войне, будущее Киева зависит от проведения эффективных изменений. Иначе будет потерян не только шанс, который дала последняя революция, это подорвет независимость. Путь Украины к стремительному росту лежит через реформы самоуправления и образования", - пишет польский экспет.
Он замечает, что речь идет о новой философии построения страны и новом способе ответственности общин, а не ожидании решений от центральной власти. Децентрализация не просто наиболее важная реформа, она и самая дешевая для Украины. Без нее страна еще долго будет ждать сильного лидера.
По мнению эксперта, объединенные территориальные общины могут проводить реальные изменения. Для этого им нужно иметь реальную власть, деньги и возможность проводить местную политику. В более чем 40 городах Украины граждане теперь более активны благодаря бюджетированию при участия общин. Они голосуют и принимают участие в развитии различных проектов. Людям нужно дать возможность считать деньги, принимать решения, делать ошибки на своем пути, но это будут их собственные ошибки, а не президента. Они будут учиться на этом опыте.
"Только когда люди почувствуют ответственность и сформируют объединенные общины по меньшей мере на половине территории Украины, можно будет сказать, что украинские реформы необратимы. Нет необходимости убеждать людей в важности иметь сильное самоуправление. Они понимают и готовы к этому, но только при условии гарантии, что дело серьезное", - считает польский эксперт.
Второй важной реформой он называет образовательную. Ведь школы - это первый общественный институт, где формируются отношения между личностью и государством. Люди готовы платить за улучшение качества образования для их детей. Польша добилась серьезного улучшения образовательной системы, передав школы на уровень самоуправления.
"Школы должны стать культурными центрами общин, они должны быть открытыми для неправительственных общественных организаций и родителей, они могут учить вне стен классов и включать демократические процедуры, такие как ученичиское самоуправление, ассоциации родителей и учителей, учительские советы", - говорится в статье.
Автор отмечает, что реформы, воплощенные польскими местными органами самоуправления, были успешными, потому что они были аполитичными. Польские города имеют профессиональных мэров, а не политиков во главе. Польский опыт демонстрирует потребность устранить политиков и партийную принадлежность от муниципального управления и найти профессиональных людей, готовых работать без политических амбиций.
Ранее издание Washington Post писало, что окно возможностей для проведения реформ в Украине закрывается. Поскольку после летних каникул украинские политические партии начнут предвыборную гонку. И достигать взаимопонимания для принятия реформ, важных для страны, они не смогут. А тем временем, не исключено, что следующее правительство Украины будет значительно хуже, чем нынешнее.