The Economist: Авторитаризм наступает, убеждая мир, что общечеловеческие ценности – это империализм

Поделиться
The Economist: Авторитаризм наступает, убеждая мир, что общечеловеческие ценности – это империализм © Официциальный сайт Кремля
Исследование, которое провело издание, показало, что благосостояние и процветание не обязательно делают людей более толерантными к другим.

Падение Берлинской стены в 1989 году дало надежду на то, что мир вот-вот войдет в круг добродетели. Рост благосостояния будет способствовать свободе и терпимости, что, в свою очередь, создаст еще большее процветание. К сожалению, эта надежда не оправдалась.

«Наш анализ на этой неделе, основанный на глобальном исследовании социальных настроений, демонстрирует, насколько наивной оказалась эта надежда», - пишет The Economist.

Процветание, безусловно, увеличилось. За три десятилетия к 2019 году глобальное производство выросло более чем в 4 раза. Приблизительно 70% из 2 миллиардов людей, живших в условиях крайней бедности, вырвались из нее.

К сожалению, индивидуальная свобода и терпимость развивались совсем иначе. Большое количество людей по всему миру продолжает присягать на верность традиционным убеждениям, иногда нетерпимым к другим. И хотя сегодня они стали гораздо богаче, им часто присуще презрение к другим по принципу «мы и они».

«Мнение о том, что деспоты и диктаторы отказываются от универсальных ценностей, закрепленных в Уставе ООН, не должно вызывать удивления. Шокирует то, что так много их граждан, похоже, считают, что их лидеры правы», – говорится в статье.

Мировое исследование ценностей проводится каждые 5 лет. Последние результаты, охватывающие период до 2022 года, включают в себя интервью с почти 130 тысячами людей в 90 странах. Одним из признаков того, что универсальные ценности приходят в упадок, является то, что страны, когда-то бывшие светскими и этнонационалистическими, такие как Россия и Грузия, не становятся более толерантными по мере своего роста, а наоборот, более прочно привязываются к традиционным религиозным ценностям. Они все чаще присоединяются к нелиберальной группе, в которую входят такие страны, как Египет и Марокко. Еще один признак – это тот факт, что молодежь в исламских и православных странах не стала более индивидуалистской и светской, чем их старшее поколение. В противоположность этому молодежь в Северной Европе и Америке вырывается вперед. Мир не становится более одинаковым, когда становится богаче. В то же время страны, где сожжение Корана приемлемо, и те, где это возмущает, смотрят друг на друга с растущим непониманием.

«На первый взгляд, все это подтверждает аргумент Коммунистической партии Китая о том, что универсальные ценности – это чушь. Под руководством Си Цзиньпина она развернула кампанию, чтобы отвергнуть их как расистскую форму неоимпериализма, в которой белые западные элиты навязывают собственную версию свободы и демократии людям, стремящимся к безопасности и стабильности», - пишет The Economist.

На самом же деле опрос свидетельствует о чем-то более тонком. Оно подводит к выводу, что, вопреки китайскому аргументу, универсальные ценности более ценны, чем когда-либо.

Автор исследования Рон Инглехарт, профессор Мичиганского университета, скончавшийся в 2021 году, согласился бы с китайским наблюдением, что люди хотят безопасности. Он считал, что ключевым в его работе было понимание того, что чувство угрозы заставляет людей искать убежища в семейных, расовых или национальных группах, в то время как традиции и религия предлагают им утешение.

«Это один из способов объяснить обреченность попыток США установить демократию в Ираке и Афганистане, а также провал Арабской весны. Если эмансипация Центральной и Восточной Европы принесла безопасность, отчасти благодаря членству в ЕС и НАТО, то свержение диктатур на Ближнем Востоке и в Афганистане принесло беззаконие и потрясение. Как следствие, люди искали безопасность в своем племени или секте, надеясь, что порядок будет восстановлен. А некоторые приветствовали возвращение диктаторов. Поскольку молодые демократии арабского мира не смогли обеспечить стабильность, они так и не смогли встать на ноги», – говорится в статье.

Тонкость, которую упускает китайский аргумент, заключается в том, что циничные политики иногда пытаются создать нестабильность, потому что знают, что напуганные люди стремятся к правлению «сильной руки». Именно так поступил Башар Асад в Сирии, когда в начале Арабской весны выпустил из тюрем страны кровавых джихадистов. Он сделал ставку на то, что угроза суннитского насилия заставит сирийцев из других конфессий сплотиться вокруг него.

«Нечто подобное произошло и в России. Пережив разрушительный экономический коллапс и головокружительные реформы в 1990-х годах, россияне преуспели в 2000-х годах. С 1999 по 2013 год ВВП на душу населения вырос в 12 раз в долларовом эквиваленте. Однако этого было недостаточно, чтобы развеять накопившееся чувство страха. Когда рост замедлился, президент Владимир Путин сыграл на этнонационалистических настроениях, что привело к катастрофическому вторжению в Украину. Экономически ослабленная и незащищенная, Россия будет пытаться вырваться из этой ловушки», – объясняет издание.

Даже в западных странах некоторые лидеры стремятся одержать победу, нагнетая страх. В прошлом Всемирное исследование ценностей зафиксировало, что Соединенные Штаты и большая часть Латинской Америки объединяли индивидуализм с сильными религиозными убеждениями. Однако в последнее время они стали более светскими, и эти изменения происходят благодаря молодежи. Это вызвало реакцию среди старших, более консервативных избирателей, которые олицетворяют ценности прошлых десятилетий и чувствуют себя растерянными и брошенными.

Поляризационные политики, такие как Дональд Трамп и Жаир Болсонару, увидели, что они могут использовать беспокойство людей для мобилизации поддержки. Соответственно они начали предупреждать, что их политические оппоненты хотят разрушить образ жизни их сторонников и угрожают самому выживанию их стран.

« Решение республиканцев решительно отвергнуть на этой неделе обвинительный акт против Трампа несет угрозу того, что США могут снова скатиться к нетерпимости трайбализма», – предостерегает издание.

От Чили до Японии, Всемирное исследование ценностей приводит примеры, демонстрирующие, что когда люди чувствуют себя в безопасности, они действительно становятся более толерантными и стремятся выражать свою индивидуальность. Ничто не говорит о том, что западные страны в этом уникальны. Вопрос в том, как помочь людям чувствовать себя более защищенными.

Ответ Китая базируется на создании порядка для лояльного, уважительного большинства, которое держится в стороне от политики и не бросает вызов своим правителям. И это делается за счет ущемления прав личности и меньшинств. Однако в этой модели скрывается глубокая опасность. Это система большинства, в которой линии разграничения меняются произвольно и без предупреждения, особенно когда власть непредсказуемо переходит от одного партийного лидера к другому. Любой, кто когда-то думал, что он в безопасности, может внезапно оказаться в нестабильном меньшинстве. Только неотъемлемые права и подотчетное правительство гарантируют настоящую безопасность.

Лучшим ответом является стойкое процветание, построенное на верховенстве права. У богатых стран больше денег для борьбы с катастрофами, такими как пандемия. Так же, будучи уверенными в своих сбережениях и системе социальной защиты, граждане богатых стран знают, что они менее уязвимы к случайным событиям, разрушающим жизнь в других странах.

Однако глубочайшее решение проблемы незащищенности лежит в плоскости того, как страны справляются с изменениями.

«В ближайшие годы принесут много потрясений, вызванных долгосрочными явлениями, такими как глобальное потепление, распространение новых технологий, таких как искусственный интеллект и растущее напряжение между Китаем и Америкой. Страны, хорошо справляющиеся с изменениями, будут иметь больше шансов на то, что общество почувствует уверенность в будущем. Те же, кто не справится с этой задачей, увидят, как их граждане будут искать убежища в традициях и вражде между «нами и ними»», – пишет The Economist.

И именно здесь универсальные ценности вступают в свою роль. Классический либерализм (не «ультралиберальный», осуждаемый французскими комментаторами, и не прогрессивный либерализм левых) опирается на толерантность, свободу слова и поиски себя, чтобы выяснить цену и выгоды от изменений. Консерваторы сопротивляются изменениям, революционеры навязывают их силой, а диктатуры оказываются в ловушке видения одной партии или, как это происходит в Китае, одного человека относительно того, каким должно быть общество.

В противоположность этому, либералы стремятся использовать изменения через консенсус, выкованный в результате аргументированных дебатов и постоянных реформ. Нет лучшего способа добиться прогресса.

Универсальные ценности – это гораздо больше, чем западная добродетель. Это механизм, защищающий общество от опасности. Исследование мировых ценностей демонстрирует, что их также трудно добиться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме