После начала полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале 2022 года западные фирмы закупили титановый металл на сотни миллионов долларов у российской компании, имеющей тесные связи с оборонной промышленностью страны, согласно данным анализа российского экспорта. Эти закупки иллюстрируют, что Запад по-прежнему зависит от России в отношении некоторых товаров, несмотря на обещания разорвать экономические связи с Москвой. В случае титана такая зависимость вызывает опасения в плане безопасности, говорят промышленные и оборонные аналитики, поскольку этот металл жизненно важен для производства как коммерческих, так и военных самолетов, отмечает The Washington Post.
"Россия может перекрыть поток этих... материалов и поставить компании, имеющие решающее значение для национальной обороны и гражданской авиации, в затруднительное положение", — сказал директор по исследованиям компании ImportGenius Уильям Джордж.
Российская металлургическая компания "ВСМПО-Ависма" не попала под санкции США или Европейского союза, несмотря на то, что частично принадлежит "Ростеху", оборонному конгломерату, владеющему сотнями компаний и находящимся под американскими и европейскими санкциями. "Ростех" возглавляет соратник Владимира Путина Сергей Чемезов, против которого введены персональные санкции в 2014 году.
"В 2022 году "ВСМПО-Ависма" экспортировала около 15 тысяч тонн титана на сумму 370 миллионов долларов, причем подавляющее большинство из них было отправлено в западные страны, которые поддерживали Украину, согласно экспортной базе данных, а возглавляли список Германия, Франция, США и Великобритания", — пишет издание.
В 2023 году компания, по сути являющаяся монополистом в России, экспортировала титана на сумму не менее 345 миллионов долларов, согласно более ограниченным данным за этот год, полученным The Post. Издание сообщает, что получить данные о российской торговле в 2023 году было сложно, а в имеющихся сведениях отсутствовала большая часть деталей, отражающих сделки с западными фирмами.
Согласно российской экспортной базе данных, объем российского титана, предназначенного для снабжения европейского аэрокосмического гиганта, в 2022 году увеличился по меньшей мере до 24 миллионов долларов, что является самым большим показателем среди всех европейских и американских компаний и на 940% превышает объем закупок Airbus годом ранее. В декабре 2022 года компания Airbus заявила, что откажется от российского титана в течение нескольких месяцев, однако, по имеющимся данным за прошлый год, она продолжала получать импорт от российской компании по меньшей мере до ноября 2023 года.
Американская компания Boeing, главный конкурент Airbus, в 2022 году пошла совсем другим путем, объявив о прекращении закупок российского титана, что положило конец десятилетним отношениям с "ВСМПО-Ависма" и уничтожило многомиллионное совместное предприятие, о создании которого было объявлено всего за несколько месяцев до этого. Несмотря на то, что компания не получала импорта от российской фирмы с весны 2022 года, поставщики компании осуществляли значительные закупки задолго после этой даты. Оценить, сколько российского титана все еще уходит на изготовление самолетов Boeing, невозможно.
Важность титана обусловлена рядом факторов. Прочный, как сталь, но на 45% легче, он также более устойчив к нагреванию и коррозии и может использоваться в разных продуктах — от красок до имплантатов. Важнейшее современное применение титана в аэрокосмической отрасли, поскольку промышленность стремится к созданию все более легких самолетов.
Крупные поставщики Boeing продолжают закупать русский титан. Группа Safran, французская аэрокосмическая компания, работающая над двигателями и шасси для аэрокосмических компаний, включая Boeing, отметила рост импорта от российской компании в 2022 году, который составил более 20 миллионов долларов по сравнению с 8,6 миллиона долларов годом ранее.
Руководители Rolls-Royce, британской компании, производящей двигатели для Airbus и Boeing, весной 2022 года заявили, что прекратят закупки российского титана. Торговые данные свидетельствуют о том, что импорт из "ВСМПО-Ависма" продолжался в течение всего 2022 года, увеличившись с 5 миллионов долларов в 2021 году до 6,7 миллиона долларов в 2022 году, причем поставки "ВСМПО-Ависма" для Rolls-Royce были отмечены еще в апреле 2023 года.
О том, что европейские компании по-прежнему полагаются на российский титан, свидетельствуют данные о торговле Европейского союза. В 2023 году блок импортировал российского титана на 244 миллиона долларов, что всего на 20% меньше, чем в 2019 году. Данные по торговле США за 2023 год показывают закупки российского титана на сумму 47 миллионов долларов, что почти на 80% ниже пика 2019 года.
Аналитики уверены, что западные компании, вероятно, пытаются найти альтернативу российской металлургической компании. Хотя никакие санкции не запрещают покупку российского титана для коммерческих целей, внедрение особых металлов для американских военных регулируется.
Это может привести к проблемам: обнаружение китайского сплава при сборке истребителей F-35 в 2022 году привело к остановке производства и расследования. Позже Пентагон выдал разрешение на использование этого сплава. Согласно положению, известному как Specialty Metals Amendment, Министерство обороны должно получать титан и титановые сплавы из американских источников или других квалифицированных стран, обычно членов НАТО или других союзников США.
"Лазейка всегда заключалась в том, что россияне могли передавать материалы через страны-партнеры", — подчеркивают эксперты.