Но над легковушками москвичей, будто башни, нависли 14 грузовиков, украшенных транспарантами с лозунгами: "Мы хотим кормить наши семьи, а не олигархов", "Позвольте нам работать" и "Легализованное ограбление". Российские дальнобойщики уже третью неделю подряд протестуют против нового взыскания за груз по системе "Платон", которая обогащает семью одного из друзей Владимира Путина.
Об этом на страницах Bloomberg пишет обозреватель Леонид Рогозин. Дальнобойщики угрожают перекрыть все въезды в Москву, если на них не обратят внимание. Однако власти России пока не решаются разогнать их протест, как это было на Болотной площади в 2012 году. Дальнобойщики, как и другие работяги, обычно последовательно поддерживают Владимира Путина. Благодаря им его политическая популярность возросла после оккупации украинского Крыма.
В это же время, водители плохо организованы и координируют свои действия по рации, которой пользуются на работе. Профсоюзов у них тоже фактически нет, поэтому российскому правительству тяжело оценить реальную угрозу от демонстрантов.
"Сейчас мы лишь демонстрируем свое существование. Мы хотим, чтобы нас заметили. На самом деле мы можем согнать несколько сотен грузовиков, если будет надо", - говорит координатор акции Андрей Бажутин.
Обвал цен на нефть создал большую дыру в государственном бюджете России. Однако он ударил и по перевозчикам. Один из демонстрантов Сергей Городешенин говорит, что его зарплата в прошлом году составила 912 долларов. Теперь, после обвала курса рубля и спроса на перевозки, заработки уменьшились до 420 долларов в месяц. А новое взыскания по системе "Платон" вообще отбирает у него доход.
"Дальнобойщики новички в политике. Очень заметно, что им не комфортно от мысли, что они протестуют против действий правительства. Большинство из них сторонники Путина, но политические взгляды участников протеста не однородные. Среди них есть как националисты, так и сторонники демократических реформ", - говорится в статье.
"Мы не против правительства, мы за правительство. Но мы просто протестуем против этой конкретной платы", - говорит другой координатор протестов Алексей Ульянов.
17 декабря Путин во время своей ежегодной пресс-конференции пообещал сократить плату, против которой дальнобойщики протестуют. Но при этом он призвал их прекратить "уклоняться от уплаты налогов". Эти слова не успокоили демонстрантов, а даже, наоборот, обидели, поскольку перевозчики уверяют, что платят все государственные взыскания.
Участник протеста Сергей Городешенин рассказал, что он поддерживал протест на Болотной против Путина в 2012 году и с пониманием отнесся к революции в Украине. По его словам, только когда пришлось выйти против произвола своего правительства многие дальнобойщики "поняли, что политическая системы и СМИ, подконтрольные Путину, нагло врут".
Кроме дальнобойщиков на протесты выходят и другие работяги. Только за последние 10 дней против власти выступили школьные учителя в Сибири, сотрудники сети Sbarro pizza в Москве, водители автобусов и инкассаторы. Однако из-за отсутствия профсоюзов, они не объединяют свои усилия.
В это же время, эксперты по-разному оценивают протесты против режима Путина. Председатель кафедры экономики Московского государственного университета Александр Аузан убежден, что это лишь "первые молнии шторма, который надвигается на Кремль". В это же время, экономист Евгений Гонтмахер верит, что протесты "утонут в российском болоте".
Ранее издание Sueddeutsche Zeitung написало, что против Путина и его друзей впервые выступили российские работяги. Ранее издание Radio Free Europe Radio Liberty писало, что Путин пообещал россиянам реформы и улучшения экономической атмосферы, которые подорвут его режим. Российский социальный контракт, в соответствии с которым население отказывается от демократических прав, а власть обеспечивает рост стандартов жизни, не жизнеспособных в таких условиях. Рано или поздно этот мыльный пузырь лопнет.