Очевидно стремление Пекина создать в Центральной и Восточной Европе плацдарм, который позволит укрепить китайские позиции внутри ЕС, позволит влиять на принятие политических решений Евросоюзом - и не только в экономической, но и в политической сфере. Именно поэтому в рамках формата Пекин собрал лишь те страны, что входят в ЕС или имеют реальные шансы стать его членами в обозримом будущем (и это, пожалуй, главная причина, почему там нет Украины). Результаты китайских усилий можно увидеть уже сейчас. В последние годы ряд участников инициативы "16+1" (и к ним нередко присоединяется Греция) регулярно занимают при голосованиях в рамках Евросоюза позицию, выгодную Пекину.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Виктор Константинов, доцент института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко. По его словам, в последние три года эти страны несколько раз вынуждали ЕС существенно смягчать окончательные тексты общих заявлений о нарушениях прав человека в КНР, о чрезмерном применении силы в Синцзяне и о китайских действиях в Южно-Китайском море.
"Каждое новое такое голосование заставляет ЕС все серьезнее относиться к действиям Пекина в восточной части объединения, - отмечает эксперт. - Формат "16+1" стал первым прямым вызовом, брошенным Китаем Европейскому Союзу. Ведь сам Евросоюз никак не представлен на встречах Китая со странами Центральной и Восточной Европы. Нарушен принцип коллективной выработки позиции по важным международным вопросам; члены ЕС, входящие в группу, вместе с китайскими партнерами принимают решения по целям регионального развития, что прямо входит в противоречия с полномочиями Еврокомиссии и других органов ЕС".
Подробнее об активизации Китая читайте в статье Виктора Константинова "Китайский гость" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".