С быстрой европейской интеграцией у Турции не сложилось. В этом году исполняется 30 лет со дня подачи турецкой официальной заявки на членство. Хотя сейчас особого аппетита к дальнейшему расширению европейские бюрократы подчеркнуто не проявляют, но даже Албания и Македония, имеют более реальные шансы достичь членства, чем Турция. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет эксперт Украинского института будущего Надежда Коваль.
Автор отмечает, что на своем длинном пути в Европу Турция постоянно спотыкалась о военные правительства и двусторонние конфликты, нехватку реформ и дефицит демократии, страхи отдельных государств-членов насчет способности ЕС инкорпорировать огромное культурно отличающееся государство. Но никто официально не отбрасывал саму перспективу членства, признанную еще в Анкарском соглашении об ассоциации в 1963 г., следовательно, процесс продолжается до сих пор.
В статье указывается, что едва ли не самым благоприятным для прорыва моментом был период между 1999 и 2004 годами. Потепление в двусторонних отношениях и отказ Греции от многолетней политики ветирования евроинтеграционных потуг Турции породили огромные ожидания на быстрое решение проблемы Кипра. Наконец, в декабре 1999 г. Турция получила статус страны-кандидата.
Однако "план Аннана", пытавшегося создать федеративную Объединенную Кипрскую республику, которая потом должна была бы войти в Евросоюз, не сработал. На референдуме 2004 г. греки-киприоты проголосовали "против" (76%) предложенного формата воссоединения. Против того, что на острове останется турецкая армия; будет сохранен режим гарантий, способный оправдать дальнейшее военное вмешательство; состоится легализация турок-киприотов, переселившихся из Турции уже после оккупации; а реституция утраченной вынужденными переселенцами собственности будет неполной.
Договоренности гарантировали, что, независимо от результатов референдума, Республика Кипр становилась членом ЕС, поэтому терять грекам-киприотам было нечего. Вместе с тем турки-киприоты, проголосовавшие "за" план (65%), а также сама Турция почувствовали себя обманутыми, пишет эксперт.
Как отмечает Коваль, результаты референдума постепенно превратили переговоры о членстве с Турцией, которые официально начались в 2005 г., из реалистической перспективы в упражнения по имитации.
Непризнание Турцией Республики Кипр, вылившееся в запрет кипрским судам и самолетам заходить в турецкие порты и использовать аэродромы, не нашло понимания у институтов ЕС. Уже в 2006 г. по этой причине были заморожены переговоры сразу по восьми разделам. В придачу, в 2007 г. французский президент Саркози, не признававший стремление Турции к членству, заблокировал еще четыре раздела, говорится в статье.
"В конце концов, из 35 переговорных разделов до сих пор предварительно "закрыт" только один небольшой - наука и исследования, а переговоры по открытым разделам находятся в состоянии стагнации. Турецкое правительство убеждено, что дело прежде всего в двойных стандартах", - отмечает автор.
В связи с наступлением периода откровенного застоя в европейско-турецких отношениях, Турция начала отходить от проевропейского курса и проводить политику регионального лидерства. Качество демократии, в частности на фоне стремительного нарастания нестабильности в ближневосточном регионе и попытки централизовать управление государством, ухудшилось, и первым серьезным свидетельством этого стал разгон демонстраций в парке Гези в 2013 г. Победа Эрдогана на выборах президента в августе 2014 г. начала его длинный путь к установлению гиперцентрализованной президентской системы, а провал в 2015 г. непродолжительной попытки объясниться с курдами добавил к внутриполитическому кризису еще один аспект, пишет Коваль.
Эксперт также отмечает, что тягчайший удар по турецко-европейским отношениям нанес неудачный военный переворот 15 июля 2016 г., а особенно его последствия - массовые аресты и увольнения в армии, судах, образовании и медиа, политической оппозиции, затронувшие и граждан европейских стран, и изменение конституционного устройства через референдум.
Пока что ни одна из сторон не хочет брать на себя ответственность за разрыв обычной рамки отношений, но идеи отказа от переговоров о членстве и потребности нового формата отношений, определенного вида углубленного партнерства, звучат все чаще. Самым реалистичным направлением сотрудничества остается обновление Таможенного союза, говорится в статье.
"Переговоры об обновлении Таможенного союза можно было бы начать уже в 2018 г., но накопившиеся разногласия являются серьезной помехой. В августе Ангела Меркель подчеркнула, что в текущей ситуации новые разделы в переговорах открываться не будут, помощь перед присоединением будет сведена до минимума, а реформа Таможенного союза не стоит на повестке дня. Впрочем, даже если позиция канцлера после выборов несколько смягчится, на оттепель в турецко-европейских отношениях в ближайшее время надеяться не стоит", - подытожила Коваль.
Подробнее о турецко-европейских отношениях читайте в статье Надежды Коваль "Турция и Европа: болото неопределенного будущего" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".