Россия провела тайные переговоры с китайскими бизнесменами о строительстве подводного тоннеля, который соединил бы аннексированный Крым с российской территорией. Но такое сооружение вряд ли решит проблемы Владимира Путина.
Об этом пишет Newsweek, напоминая, что сегодня газета The Washington Post сообщила о перехваченных украинскими спецслужбами переговорах между Россией и Китаем о строительстве подводного тоннеля. Новое строительство обусловлено уязвимостью Керченского моста. Однако эксперты сказали Newsweek, что такой подводный тоннель будет уязвим как во время строительства, так и после его завершения.
Мост через Керченский пролив служит ключевым маршрутом обеспечения российских войск. Это единственное сухопутное сообщение между российской территорией и Крымом. Украина нанесла удар по 19-километровому автомобильному и железнодорожному мосту в октябре 2022 года и еще раз в июле этого года. Мост, имеющий четырехполосную проезжую часть для автотранспорта и железнодорожный мост с двумя путями, имеет решающее значение для поддержки военных наступательных действий России на юге Украины.
«Подводный тоннель будет уязвимым... в течение всего процесса строительства, а также после его завершения», - сказал генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес в интервью Newsweek.
Ходжес добавил, что России будет нелегко построить это сооружение.
«Существуют реальные инженерные проблемы, связанные с этой идеей... Дно Черного или Азовского моря в этом районе не очень подходит даже для Керченского моста, поэтому сейсмическая активность будет настоящей проблемой и для тоннеля», - пояснил американский военный.
Старший консультант программы «Россия и Евразия» аналитического центра Chatham House Кейр Джайлз сказал Newsweek, что подводный тоннель все равно будет проблемой для России.
«Если он будет построен, то станет более безопасным средством передвижения на оккупированный полуостров и с него, но все равно это будет уязвимым местом и единственной точкой поломки. И до тех пор, пока будут продолжаться боевые действия, любой, кто будет проезжать через этот условный тоннель, будет иметь причины сильно нервничать», – сказал Джайлз.
Newsweek напоминает, что идея постройки подводного тоннеля зародилась в России еще в 2014 году, когда российская армия незаконно аннексировала украинский полуостров.
«Нам нужен и автомобильный, и железнодорожный мост», – сказал тогда Путин. Сейчас эту роль играет именно Керченский мост.
«Также будет рассматриваться вариант тоннеля под Керченским проливом», – сказал в то время министр транспорта Максим Соколов, не уточняя деталей.
В августе Институт изучения войны (ISW) пришел к выводу, что удары Украины по инфраструктуре, соединяющей Крым с украинским югом и материковой частью России, влияют на способность Москвы перемещать ресурсы. Аналитический центр отметил, что это также препятствует усилиям Кремля, направленным на отражение контрнаступления Киева.