В своей речи в Лондоне в апреле 2022 года бывшая министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс предложила, чтобы "G7 действовала как экономическое НАТО, коллективно защищая наше процветание", и была готова ответить в один голос, используя свои экономические рычаги влияния, если партнер столкнется с экономическими угрозами со стороны агрессивного режима. Она продолжала продвигать эту идею в течение своего поразительно короткого периода в должности премьер-министра и после него — и была предметом широких насмешек.
Поскольку многие считали, что такие функции уже выполняются существующими организациями, такими как Совет Безопасности ООН и ЕС, и что существующий альянс по санкциям против России уже эффективно функционирует без участия НАТО. Но это далеко не так, сообщает Том Киттинг, директор Центра исследований финансовой преступности и безопасности.
Существующие международные структуры, такие как Совет Безопасности ООН и ЕС имеют серьезные недостатки в своей способности эффективно реагировать на кризисы, такие как агрессия России против Украины. Большинство членов ЕС также являются членами НАТО, но даже снисходительная оценка деятельности блока в отношении российских санкций не позволяет утверждать, что он был особенно гибок, решителен или оперативен.
Во-первых, НАТО — это оборонный альянс, "преданный защите свободы и безопасности всех членов Альянса от всех угроз по всем направлениям". Сдерживание является ключевым элементом общей стратегии Североатлантического союза, и не будет большим преувеличением считать, что экономика входит в эту сферу.
Кроме того, сдерживание отрицанием, "убеждение противника не нападать, утверждая, что нападение не достигнет поставленных целей", является центральным элементом его миссии — то, чего не смогли достичь политические лидеры и политики, угрожая санкциями против России до вторжения Путина в Украину.
Кроме того, такая организация, как НАТО, должна играть свою роль не только на этапе сдерживания. Когда возникает конфликт, важно нацеливание на экономические ресурсы противника.
"В последние 20 лет применение санкций для большинства западных союзников было инструментом выражения позиции, который использовался для поддержки внешнеполитических целей. Таким образом, ответственность за их применение возлагалась на министерства иностранных дел. Только после полномасштабного вторжения России в Украину союзники попытались использовать санкции сначала как инструмент сдерживания (который не сработал), а затем как контрмеру, чтобы повлиять на ход войны и уменьшить оперативную способность России к ведению боевых действий. Это две очень разные цели, которые соответствуют двум очень разным способам мышления", — считает Китинг.
С этим изменением желаемого результата применения санкций связана необходимость фундаментального изменения отношения к угрозе. Проще говоря, Запад ведет экономическую войну с Россией. Для России уклонение от санкций — это экзистенциальная борьба. Страна и ее экономика находятся в состоянии войны и соответственно реагируют на санкции.
Между тем союзники Украины продолжают беспокоиться о внутренних проблемах, связанных с ущербом, который санкции и другие экономические меры могут нанести их собственным экономикам. Очевидная нехватка у них "военного опыта" в вопросе применения санкций привела к вялому и запоздалому принятию решений, в результате чего Россия продолжает получать критические компоненты, необходимые ей для военного производства. Поэтому Североатлантический союз должен пересмотреть свою стратегию и усилить координацию между военными и экономическими измерениями сдерживания.
Ранее Politico писало каким будет план Трампа по НАТО, если он снова станет президентом. Изменение, которое планирует Трамп и его команда, предполагает "значительное и существенное сокращение роли Америки в сфере безопасности — отход от роли главного поставщика боевой силы в Европе к роли того, кто оказывает поддержку только во время кризиса.