С одной стороны, европейские церкви и религиозные благотворительные организации играют важную роль в помощи беженцам и убеждают относиться к ним достойно. А с другой стороны, политики и националисты бьют в барабан христианского нативизма. Они убеждают, что иммигранты с Ближнего Востока представляют угрозу европейской религиозной культуре, которая царила на континенте много веков.
Об этом сегодня пишет The Economist. В некоторых странах, продолжается жесткий спор между двумя противоположными христианскими лагерями, или проще говоря между "правыми" политиками и прогрессивными священниками. Например, в Италии католическая церковь и благотворительные организации увлеклись помощью бедным иммигрантам и отстаивают их интересы. Папа Франциск задал тон два года назад, когда посетил остров Лампедуза, на который массово прибывали иммигранты. Тогда понтифик осудил "глобализацию равнодушия". С того времени активность церкви в направлении помощи бедным людям стала выше, а в этом году – особенно заметной. Ныне Папа Римский призвал каждую христианскую общину принять семью беженцев.
Но не все итальянские католики и их политические представители согласны с этим. За последние несколько недель произошло несколько скандалов между священниками и "правыми" политиками, которые тоже спекулируют на христианских ценностях. Лидер новой националистической партии Италии "Северная лига" Маттео Сальвини вступил в скандальную перепалку с секретарем объединения итальянских епископов Нунцио Галантино. Епископ сравнил ксенофобских политиков с "уличными торгашами, которые пытаются продать ненужные брелоки". В свою очередь, политик назвал священнослужителя "коммунистом" и заявил, что в католической церкви много людей разделяют опасения "правых".
В Германии лидеры прогрессивных церквей стали главными критиками движения "Pegida", которое выступает против распространения мусульманства в Европе. Отец Пауль Шпетлинг выступил на митинге движения, заявив, что такая ксенофобская позиция "идет в разрез с ключевыми христианскими представлениями о любви, милосердии и сострадании".
Довольно много церквей в Германии предлагают убежище иммигрантам, позволяя им жить на территории церквей, куда полиция не может ворваться и арестовать их, чтобы затем депортировать из страны. Во Франции движение "Secours Catholique" обеспечивает едой и теплыми вещами иммигрантов, которые прибывают в порт Кале после неудачной попытки попали в Великобританию. Английское христианское движение CAFOD пытается добиться от правительства увеличения квоты на прием беженцев из Сирии. Архиепископ Афинский Иероним призвал греков быть щедрыми с иммигрантами в то время, как националисты из партии "Золотой закат" протестует против того, чтобы беженцев впускали в страну и объявляет, что среди греческих православных якобы много сторонников такой позиции.
Издание пишет, что в это же время, перед христианской церковью стоит большой моральный вопрос, связанный с сожжением церквей, святынь и христианских верующих в Сирии и Судане. Некоторые конфессии задумываются, не стоило было бы им сначала помогать христианам с Ближнего Востока, а уже затем мусульманским беженцам.
В последнее время перед Евросоюзом остро стоит проблема мигрантов и беженцев. Только через Средиземное море в 2015 году в Европу прибыло 220 тысяч мигрантов. При этом число погибших в море за тот же период составляет более 2,1 тысячи человек. Через границу с Сербией в Венгрию прибыло 140 тысяч человек только в т.г. В июле 2015 года количество мигрантов возле границ ЕС впервые превысило 100 тысяч за месяц.
Подробнее читайте в статье Алексея Коваля Европу захлестывает вал нелегальной миграции для еженедельника "Зеркало Недели. Украина".