Высшее образование в современном обществе является не менее важным социальным институтом, чем экономика. Экономические кризисы и спады, несмотря на их глубину и разрушительность, сменяются подъемами и ростом, возникновением более эффективных экономических моделей. Большую роль при этом играет как раз система высшего образования, которая обеспечивает подготовку необходимых специалистов, научные и технологические разработки и инновации, помогает экономике выходить из кризиса и адаптироваться к новым условиям. Об этом в своем материале для читателей ZN.UA пишут ректор ХНУ им. Каразина Виль Бакирови эксперт по аккредитации образовательных программ НАОКВО Марк Агарков.
Высшее образование также способно самостоятельно выйти из чрезвычайных ситуаций, но из-за его меньшей гибкости, запрограммированности на долгосрочные циклы образовательно-научного процесса, зависимости от внешнего финансирования эта способность является ограниченной и при определенных критических условиях может не сработать. То есть существующие модели высшего образования могут претерпеть под влиянием пандемии такие глубокие изменения, что не смогут восстановиться в своем прежнем виде.
Поскольку отмечается снижение качества образования, все большую популярность приобретают услуги-заменители — онлайн-курсы. Заметно выросла популярность таких образовательных платформ, как Coursera, edX и FutureLearn. Только за 2020 год на этих платформах зарегистрировались почти 32 миллиона новых пользователей, что более чем вдвое больше, чем в 2019-м (14,3 миллиона). На рисунке можно увидеть значительный рост в трафике посещения платформ в течение 2020 года.
Когда мы обсуждаем последствия пандемии для стран, то обычно имеем в виду экономику медицину, здоровье граждан. Между тем, не менее серьезные последствия пандемия будет иметь и для высшего образования. Ведь переходом на занятия в режиме онлайн дело не ограничится. Существующие модели высшего образования могут испытать под влиянием пандемии таких глубоких изменений, что не смогут восстановиться в своем прежнем виде. Как оценивают будущее университетов международные эксперты - читайте в статье Виля Бакирова и Марка Агаркова «Пандемия может навсегда изменить высшее образование».