«Это самое тяжелое изображение, которое мы когда-либо публиковали. Мы содрогаемся, пока это пишем», – говорится в сопроводительном сообщении.
Эти кадры сделаны не репортером, освещающим конфликт в Израиле и секторе Газы, и не являются одним из бесчисленных аккаунтов, которые делятся ужасными видео зверств.
Это платное сообщение от МИД Израиля.
После нападения ХАМАС на тысячи своих граждан на прошлой неделе правительство Израиля начало широкомасштабную кампанию в социальных сетях в ключевых западных странах, чтобы заручиться поддержкой своего военного ответа против группировки. Согласно данным POLITICO, частью его стратегии стало продвижение десятков объявлений с жестокими и эмоциональными изображениями смертоносного насилия боевиков в Израиле на таких платформах, как X и YouTube.
Попытка Израиля выиграть онлайн-информационную войну является частью растущей тенденции правительств по всему миру агрессивно действовать в Интернете, чтобы сформировать свой имидж, особенно во время кризиса. PR-кампании во время войны и вокруг нее не являются чем-то новым. Но оплата онлайн рекламы, нацеленной на определенные страны и демографические показатели, теперь является одним из главных инструментов правительства, чтобы донести свои сообщения до большего количества пользователей.
Такие действия израильского правительства происходят на фоне того, что ХАМАС также развернул пропаганду на платформах, в частности Telegram и X. Группа, которую Европейский Союз, Соединенные Штаты и Великобритания признали террористической организацией, в понедельник опубликовала в Интернете первое видео с захваченной в заложники франко-израильской женщиной.
Кампании в социальных сетях начались вскоре после того, как боевики ХАМАС убили более 1200 и похитили около 200 человек во время неожиданного нападения. Вооруженные силы Израиля отреагировали ответными ударами и блокировали сектор Газы, убив более 2330 палестинцев.
Более двух миллионов палестинцев оказались в ловушке в Газе перед ожидаемым будущим наступлением, и западные лидеры все чаще призывают израильское правительство проявлять сдержанность и уважать гуманитарное право.
Чуть больше чем за неделю Министерство иностранных дел Израиля запустило 30 объявлений в X (ранее Twitter), которые, согласно данным платформы, просмотрели более четырех миллионов раз. Согласно тем же данным, платные видео и фотографии, которые начали появляться 12 октября, были направлены на взрослых старше 25 лет в Брюсселе, Париже, Мюнхене и Гааге.
Реклама изображала ХАМАС как злостную террористическую группу, сродни «Исламскому государству», и демонстрировала масштабы и типы насилия, включая ужасающие кадры, в том числе фото бездыханной обнаженной женщины в пикапе. Другое платное видео, опубликованное на X, с чередующимися словами «ИГИЛ» и «Хамас», содержит тревожные изображения, которые постепенно ускоряются, пока названия двух террористических организаций не сливаются в одну.
«Мир победил ИГИЛ. Мир победит ХАМАС», – кончается реклама.
На YouTube Министерство иностранных дел Израиля опубликовало более 75 различных рекламных объявлений, в том числе и некоторые откровенные кадры. Согласно базе данных прозрачности Google они были направлены на зрителей в западных странах, включая Францию, Германию, США и Великобританию и выходили в эфир между первой атакой ХАМАС 7 октября и понедельником.
«Раньше мы бы никогда не публиковали подобные графические вещи. Это то, что не является частью нашей культуры. Мы с большим уважением относимся к погибшим», — сказал представитель израильской миссии в ЕС, комментирующий на условиях анонимности. Однако, добавил он, война идет не только на земле.
В одном из рекламных сюжетов под названием «Младенцы не могут прочесть текст в этом видео, но их родители могут» колыбельная играет на фоне радуги, а по экрану летает единорог. Реклама говорит: «Мы знаем, что ваш ребенок не может это прочесть», но призывает родителей посочувствовать тем, чьи дети погибли во время нападения на Израиль.
В другом объявлении отмечается, что Израиль примет все необходимые меры для защиты своих граждан от террористов. Еще одно показывает изображение окровавленных заложников с размытыми лицами.
Израиль в большинстве своем нацелил свой нарратив на Европу, чтобы завоевать ее поддержку. Почти 50 роликов на английском языке были направлены на страны ЕС, в то время как зрителям в США и Великобритании было показано 10 и 13 рекламных объявлений соответственно. Одно из видео по состоянию на вторник было просмотрено более трех миллионов раз.
Рекламная кампания создала проблемы для некоторых социальных сетей, установивших стандарты относительно того, какой тип контента пользователи могут публиковать в своих лентах.
Google, например, удалил около 30 объявлений с изображениями насилия из общедоступной библиотеки YouTube. Компания заявила, что не разрешает рекламу, содержащую образы насилия, ужасающие или отвратительные изображения, а также графические изображения или описания физических травм. (Некоторые из видео все еще доступны на YouTube-канале МИД Израиля с определенными предупреждениями.)
В настоящее время Европейская комиссия проверяет технологическую компанию относительно того, придерживалась ли она при обработке незаконного контента и дезинформации, связанной с нападением ХАМАС, закона ЕС о модерации контента и Закона о цифровых услугах (DSA).
Согласно DSA, компании должны оперативно удалять незаконный контент, в том числе террористическую пропаганду, и ограничивать распространение фейков – иначе столкнутся с масштабными штрафами в размере до 6% их глобального годового дохода.
Согласно библиотекам публичных объявлений платформ по состоянию на понедельник, подобная реклама не отображалась в Instagram и Facebook, LinkedIn и TikTok Meta.
Некоторые из онлайн-реклам встретили определенную негативную реакцию пользователей, стремящихся перестать быть мишенью министерства иностранных дел. Но эксперты в этой области говорят, что это просто новая реальность пиар-кампаний, построенных вокруг войн.
«Эта тактика почти так же стара , как и война... Разжигание морального возмущения для поддержки войны очень давняя практика. Однако раньше это не сталкивалось с социальными медиа таким образом», — считает Эмерсон Брукинг, старший научный сотрудник Atlantic Council.
Тем не менее, на фоне давления дезинформации и незаконного контента, связанного с атаками, онлайн-посыл Израиля может оказаться более сложным. Европейский комиссар, отвечающий за соблюдение DSA, Тьерри Бретон предупредил некоторые онлайн-платформы о необходимости активизировать свои усилия для защиты молодых зрителей от вредоносного контента. На прошлой неделе ЕС также напомнил генеральному директору Google Сундару Пичаи о необходимости быть очень бдительным и убедиться, что YouTube уважает DSA.
Пока Израиль усиливает свою войну в Интернете, ответные авиаудары его армии повредили телекоммуникационную инфраструктуру Газы, оставив миллионы людей на грани полного обесточивания сети.
«Трудно представить мощное контр-сообщение со стороны пропалестинских групп, которые могли бы использовать то же рекламное средство. Это часть поля битвы в социальных сетях, где Израиль имеет реальное преимущество», — подчеркнул Брукинг.