На момент написания этого текста польскую границу уже пересекло более 1,4 миллиона беженцев из Украины, пишет Dziennik Gazeta Prawna. В Польше ожидают, что к выходным это число, вероятно, приблизится к 2 миллионам. Даже если часть этих людей уедет дальше в другие западноевропейские страны, то это будет не более 20-30 процентов. Это, в свою очередь, означает, что необходимо учитывать необходимость приема более миллиона украинских граждан.
Польский парламент работает над специальным актом о введении новых механизмов поддержки беженцев и лиц, их принимающих, но это не решит всех проблем. Поэтому вместе с группой экспертов, представляющих, в частности, Центр общественной политики Краковского экономического университета, Польская экономическая Ассоциация работают над программой государственной поддержки беженцев. Главной задачей подготавливаемой стратегии, которую называют «Инициатива новой солидарности», является реализация двух основных и равных целей:
- всесторонняя поддержка людей, спасающихся от войны;
- справедливое распределение расходов на помощь в польском обществе – таким образом, чтобы малообеспеченным полякам не пришлось платить слишком высокие налоги.
В противном случае в ближайшее время можно ожидать вспышки социального недовольства.
Скоро это не закончится
Начальный этап братского восторга, когда поляки предлагали помощь своим сестрам и братьям из Украины в духе солидарности, может скоро закончиться. Так же, как угаснет эйфория людей, которым удалось убежать от войны. По крайней мере, так говорят нам социальная психология и исследователи, занимающиеся военной миграцией, - начальная фаза энтузиазма не длится вечно, и рано или поздно мы вступим в фазу кризиса. Именно поэтому через несколько недель (а может, и раньше) произойдет изменение социальных эмоций - как со стороны поляков, так и со стороны украинцев. Следовательно, как политическое сообщество, мы должны заранее подготовиться к этому и разработать методы перехода от фазы кризиса к фазе стабилизации и нормализации.
Из-за масштаба неопределенности любая стратегия, разрабатываемая сегодня, должна учитывать хотя бы несколько сценариев. На наш взгляд, можно выделить четыре основных варианта:
- затяжная «маневренно-партизанская» война;
- оккупация русскими войсками Украины на восточной стороне Днепра и быстрое прекращение боевых действий;
- прекращение огня и дипломатический тупик;
- быстрое окончание войны за счет вывода русских войск, с относительно небольшим ущербом.
Конечно, всем нам хотелось бы, чтобы осуществился последний сценарий, но, к сожалению, он не самый вероятный. Однако нужно быть готовым к любому варианту развития событий. В случае первого сценария следует ожидать планомерного, продолжительного притока еще сотен тысяч беженцев. Второй сценарий — разовая, но большая волна беженцев из-за Днепра. Третье – это состояние отстранения, которое, с одной стороны, замедлит темпы эмиграции, а с другой – заблокирует возможность возвращения для уже прибывших в Польшу. Только четвертый сценарий дает надежду на относительно быстрое возвращение значительной части беженцев, хотя и не сразу. Нельзя исключать и того, что Россия попытается быстро сломить украинское сопротивление авиаударами и артиллерийским огнем, а затем война закончится политическими уступками Киева (вероятно, под сильным давлением Запада, который захочет избежать солидарной ответственности за резню гражданских лиц).
Многие украинцы еще не скоро вернутся на родину
Но даже при таком раскладе надо полагать, что многие украинцы еще не скоро вернутся на родину. С учетом этих сценариев наша стратегия делит вызовы и соответствующие действия на три этапа: краткий – кризис (к концу августа), средний – стабилизация (сентябрь 2022 г. – декабрь 2023 г.) и длительный – нормализация (с 2024 г.).
В любом случае надо исходить из того, что в ближайшие месяцы нам придется иметь дело с миллионом, а то и больше, беженцев из Украины. Мы также хотели бы охладить прогнозы некоторых экспертов, которые выражают надежду на то, что приток такого количества людей с востока является шансом решить наши демографические проблемы и проблемы рынка труда. Может быть, так оно и будет, но сегодня об этом говорить рано. И самое главное, мы должны держать пальцы скрещенными, чтобы наши гости могли вернуться домой как можно скорее. Польше нужна сильная и стабильная Украина, и ее невозможно будет восстановить без предприимчивых граждан.
Также стоит отметить, что люди, приезжающие в Польшу, представляют собой очень разнообразную группу, и предлагаемые решения должны учитывать это. Среди беженцев есть богатые и бедные. Есть члены семей украинцев, уже работающих в Польше, и люди, которые до сих пор не имели никаких связей с нашей страной. Иное положение у родственников и друзей экономических мигрантов, которые годами работают и живут на Висле, и положение тех, кто, например, работает на стройках и проживает в рабочих общежитиях. Кроме того, есть родственники и друзья украинских студентов, живущие в общежитиях или на вокзалах. Мы не можем также забывать об украинских пенсионерах и беженцах, не имеющих украинского гражданства, которым сегодня тоже нужна наша помощь.
У этих разных групп есть одна общая черта: они не говорят по-польски. Если кто-то думает, что поляк и украинец без проблем уживутся, потому что наши языки близки друг другу, то он ошибается. Это наблюдение приводит к ценной подсказке: давайте поощрять пожилых поляков к помощи беженцам, так как они помнят русский язык, что будет полезным (особенно для контактов с украинскими пенсионерами, которые почти не говорят по-английски).
Национальное переселение
Прежде всего, необходимо твердо заявить, что сегодня мы имеем дело с гуманитарным кризисом. И мы не сможем с ним справиться без полноценного участия государства. Похвалы и слова высочайшей благодарности заслуживают люди, принявшие беженцев в свои семьи, но во-первых - это краткосрочное решение, а во-вторых - при таких масштабах не обойтись даже без временных лагерей. Это не обязательно должны быть лагеря, похожие на те, что мы знаем по фотографиям с Ближнего Востока.
Скорее это будут школы, спортивные залы, стадионы или приходские дома. В течение месяца мы не найдем свободных квартир более чем миллиону беженцев, хотя у нас уже давно должна была быть готовая база свободных квартир. Местные власти давно должны были собирать информацию о местах, где могут разместиться украинцы на срок до нескольких недель. К сожалению, до сих пор нет центральной базы данных. Муниципалитеты собирают эту информацию, но в основном несогласованным образом. Нам также необходимо как можно скорее начать внутреннее переселение, даже в пределах провинций.
Неудивительно, что беженцы предпочитают ехать в самые крупные города — там больше шансов найти работу. Однако там и больший дефицит жилья. Размещение по-прежнему возможно в провинции. Но к сожалению, до сих пор многие воеводы не предпринимают активных действий, чтобы воспользоваться этим, и без сотрудничества правительства и его администрации на местах с местными органами власти мы не в состоянии справиться с такой базовой задачей, как обеспечение наших гостей с крышей над головой.
Кстати, стоит задуматься о наших пенсионерах, нуждающихся в уходе. Некоторые из них имеют возможность разместить беженцев, которые могли бы помогать им в быту. Украинские женщины, спасающиеся от войны, могли бы сыграть в этом процессе огромную роль. Это бы позволило разрушить пагубное мнение об одностороннем «покровительстве» беженцам.
Необходимо подумать о том, как создать пространство для наших гостей, чтобы у них был шанс присоединиться к жизни общества, которое их приняло, и таким образом дать им ощущение, что они здесь нужны.
Граждане не заменят государство
Вторая проблема – это вопрос питания. Это правда, что в краткосрочной перспективе на рынке не должно быть недостатка в еде, но нужно серьезно подумать, как оптимально обеспечить ею наших гостей. Денежные переводы арендодателям, которые собирается ввести правительство, — не лучшее решение. Независимо от честности польских хозяев, гораздо лучше предоставлять льготы непосредственно беженцам. Такое решение усилит их субъектность - они сами решат, как пользоваться поддержкой. Стоит подумать об оказании им помощи в виде ваучеров, которые можно использовать в коммуне, где они живут. Причина проста - таким образом можно будет избежать обвинений в том, что польское государство дает украинцам бесплатные «блага», (такие голоса уже звучат в публичном пространстве). Так или иначе, любая помощь, оказанная «в товаре», в краткосрочной перспективе вызовет напряженность между украинцами и поляками. Только в среднесрочной перспективе, если военная ситуация не позволит беженцам вернуться в страну, стоит ввести финансовые трансферты в более широких масштабах.
То же самое касается использования государственных и социальных услуг, качество и доступность которых в нашей стране невысока. В этой ситуации предложение их беженцам вызовет споры и оправданное противодействие со стороны поляков, многомесячно стоящих в очередях на прием к врачам-специалистам или в очереди на жилье. В последние дни его предлагали украинским беженцам.
Игнорирование этого вопроса приведет к огромной социальной напряженности, которая разрушит внутренний порядок. Они коснутся и богатых, которые сегодня не согласны финансировать общественные услуги за счет более высоких налогов. И в нынешних макроэкономических условиях мы не можем покрыть огромные расходы на содержание сотен тысяч беженцев с долгами. В отличие от 2020 года, это вызовет двузначную инфляцию.
Интеграция украинских беженцев
В краткосрочной перспективе также необходимо обеспечить максимально быструю интеграцию украинских беженцев. Мы не знаем, как долго продлится война и скоро ли люди вернутся в свою страну. Однако мы должны быть готовы к любому сценарию. Поэтому государство должно поддерживать муниципалитеты финансово, чтобы они могли координировать такие мероприятия, как занятия для детей и взрослых, языковые курсы или помощь в трудоустройстве.
Государственные гарантии занятости должны быть реализованы на местном уровне (например, муниципалитетами) в сочетании с расширением спектра социальных услуг, предлагаемых кооперативами. Это позволит вам откупорить поставку наиболее необходимых услуг уже сейчас. Мы также должны понимать, что только небольшая часть беженцев сможет устроиться на работу в Польше.
Не будем обольщаться иллюзиями, что все украинские дети смогут продолжить образование в польских школах. С этой задачей малыши как-то справятся на этапе дошкольного образования (1-3 классы). С детьми дошкольного возраста и подростками будет гораздо большая проблема. Поэтому в краткосрочной перспективе мы должны в первую очередь выявить украинских учителей и возложить на них задачу воссоздания украинских школ/классов в нашей стране или, по крайней мере, проведения образовательных занятий. Если это невозможно (а во многих городах так и будет), нужно рассмотреть возможность включения пенсионеров-педагогов, знающих основы русского языка.
Лучше делать это через «полулагерную» деятельность, чем «бросать» детей, часто с военной травмой и отцами на фронте, в классы, где учатся только поляки, с которыми они не могут общаться.
Наконец, в краткосрочной перспективе следует усилить Национальную инспекцию труда и создать специальные инструменты для предотвращения возможных нарушений прав работников - будь то граждане Украины или Польши. Столь большой приток потенциальных работников может усилить переговорные позиции предпринимателей, и, к сожалению, - как показывает опыт последних лет - они не всегда используют его в соответствии с человеческой порядочностью и даже законом.
Немного лучшая страна
Поэтому масштаб задач и необходимых действий в краткосрочной перспективе огромен. И это только начало. С началом нового учебного года мы вступим в стадию стабилизации. Тогда самым большим вызовом станет эффективная адаптация системы образования для приема сотен тысяч украинских детей и помощь в адаптации большого количества украинских студентов в польских вузах.
Включение украинских детей в польскую школьную систему также высвободит трудовые ресурсы. Однако следует понимать, что этого недостаточно для всех. Поэтому государство должно создавать новые рабочие места в сфере социальных услуг, особенно в сфере ухода, где у нас огромный дефицит. Необходимо определить должности, не требующие свободного владения польским языком, и снизить требования к процессу приема на работу.
Пандемия мало чему научила нас как страну. Давайте не позволим пропустить еще один кризис. Хотя это будет дорого нам всем стоить, это возможность его преодолеть.