Россия выделила более 12 миллиардов долларов в виде государственных субсидий и кредитов, чтобы удержать свой авиационный сектор "на плаву" после того, как западные санкции перекрыли поставки ключевых деталей и услуги по техническому обслуживанию, свидетельствует анализ Reuters.
На фоне зависимости от самолетов иностранного производства, Россия стоит перед непростой задачей развивать свою авиационную промышленность только за счет отечественного комплектования, одновременно покупая самолеты у иностранных лизингодателей во избежание конфискации большей части своего авиапарка.
Западные авиастроительные компании Airbus и Boeing прекратили предоставление услуг и поставку запчастей в РФ в марте 2022 года, а также отказались от регулярного технического обслуживания флагманского авиаперевозчика "Аэрофлот" и других российских авиакомпаний.
С тех пор Россия потратила 1,09 триллиона рублей (12,07 миллиарда долларов) на поддержку отрасли гражданской авиации, включая производство самолетов и финансовую помощь авиакомпаниям, показывают подсчеты Reuters на основе данных Министерства финансов и Счетной палаты РФ.
Расходы почти вдвое превышают 547 миллиардов рублей выплат в 2020-2021 годах, когда пандемия COVID-19 повлекла за собой резкое сокращение авиаперевозок, и подчеркивают масштаб усилий Кремля, направленных на то, чтобы держать контроль над критически важной отраслью.
"Наш авиапарк очень перегружен самолетами иностранного производства. Мы планируем к 2030 году производить более тысячи самолетов, наших собственных самолетов. Нужно работать", – заявил на прошлой неделе президент РФ Владимир Путин.
По данным швейцарской службы сбора информации об авиаперевозчиках CH-AVIATION, российские авиакомпании в настоящее время эксплуатируют 991 самолет, из них 405 – российского производства.
Но только 133 из них – это самолеты Superjet, произведенные государственной компанией РФ "Объединенная авиастроительная корпорация". Другие самолеты российского производства - "Туполев", "Яковлев" и "Ильюшин", редко используются для коммерческих полетов.
Поддержка авиастроения, ключевой отрасли промышленности будет продолжаться в течение следующих лет, заявило Министерство промышленности и торговли РФ.
"Основной упор делается на поддержке продаж, расширении производственных мощностей и создании системы послепродажного обслуживания", - сказали в Министерстве.
Россия погрузилась в резервные фонды, потратив 110 миллиардов рублей в 2022 году на компенсацию авиакомпаниям потерь от резкого роста стоимости авиационного топлива.
В этом году Фонд национального благосостояния РФ играл большую роль в финансировании: в 2023 году Москва привлекла около 400 миллиардов рублей на авиационные расходы.
Масштаб затрат в 2022-2023 годах эквивалентен несколько меньше 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта (ВВП) на 2023 год. В 2022-2023 годах Россия дополнительно потратит 2,3 триллиона рублей на развитие транспорта за пределами авиационного сектора.
Внутренние пассажирские авиаперевозки в стране начали возобновляться в конце 2022 года, поскольку авиакомпании нашли способы получать запчасти через введенную правительством схему "серого импорта".
Москва поспешно локализовала регистрацию своего флота и использовала средства Фонда национального благосостояния для выкупа самолетов у иностранных лизингодателей во избежание риска их конфискации во время полетов за границу.
В правительственном документе, где изложены стратегические планы расходов на авиацию, с которым ознакомилось агентство Reuters минувшей осенью, говорится, что России придется потратить по меньшей мере 711 миллиардов рублей на "достижение технологической независимости от иностранных поставщиков".
Западные авиационные аналитики говорят, что инвестиции в лучшем случае позволят РФ поддерживать авиасектор в рабочем состоянии, но сомневаются, что ее самолеты вернутся на западные рынки в ближайшее время, даже если война против Украины закончится. В частности, они указывают на расходы и бюрократию, связанную с восстановлением флота с чистой и прослеживаемой историей безопасности и одобренными деталями.
Надежность авиационной отрасли особенно важна для России как для перевозки людей и транспортировки товаров через территорию страны, так и для укрепления нарратива Москвы о том, что санкции оказали лишь минимальное влияние. Учитывая, что через три месяца россияне пойдут на выборы, крах авиасектора может повлечь за собой репутационное и электоральное давление на Путина, который снова баллотируется на пост президента.
Российские авиакомпании сохранили свой парк западных самолетов, частично благодаря импорту запчастей через третьи страны без согласия производителей – преимущественно Airbus и Boeing.
Количество пассажиров растет, но все еще отстает от уровня до пандемии COVID-19. Между тем, потеря иностранных запчастей и услуг по техническому обслуживанию вызывает беспокойство по поводу безопасности полетов. Некоторые авиакомпании разобрали самолеты на запчасти.
Сообщалось, что с сентября по декабрь 2023 года в России произошло 60 инцидентов: вынужденных посадок, возгорания двигателей и других технических проблем, заставивших авиаторов отказаться от намеченных маршрутов.
Количество неисправностей российских самолетов утроилось за год, поскольку западные санкции оказывают негативное влияние на российскую авиационную отрасль.