Об этом на страницах New York Times пишет обозреватель Кайл Ортон, напоминая о том, что иракская партия Баас, которая в 1968 году во главе с Хусейном захватила власть в Ираке, долгое время придерживалась светских взглядов, не смотря на религиозность населения. Однако в 80-х годах, когда иракский диктатор решил вторгнуться в Иран, его светскость претерпела изменения.
Ради тактической выгоды Хусейн вступил в союз с исламистами, в частности с партией "Братья мусульмане". Он использовал их для дестабилизации своего геополитического соперника в Сирии. Однако эти связи с исламистами были тайными и официально отрицались. В 1986 году главный идеологический орган партии Баас формально сменил свои ориентиры во внешней политике на сближение с исламистами.
Этот первый четкий сдвиг в политике партии Хусейна сопровождался "исламизацией" в Ираке, а государственные телеканалы начали называть войну против Ирана "джихадом". Изменения усилились после того, как в 1989 году умер христианский лидер и основатель партии Баас Мишель Афляк. Тогда Садам Хусейн объявил, что покойный лидер якобы принял ислам. Но при жизни Афляк был ярым противным исламизации.
Кампания по распространению исламизма в Ираке усилилась после поражения в Кувейте в 1991 году и началом шиитской революции, кульминация которой пришлась на 1993 год. Тогда Хусейн окончательно отказался от светскости и инициировал "Кампанию веры". С определенной точки зрения, правительство Хусейна не столько диктовало гражданское мнение, сколько подчинялось ему. Иракцы все чаще обращались к религии под давлением международных санкций против режима своего диктатора. Но кампания, которая началась как циничная попытка получить политическую поддержку населения, закончилась превращением Ирака в исламское государство.
Официальный Багдад принял свою версию закона Шариата. Ворам стали рубить руки, гомосексуалов - сбрасывать с крыш домов, а проституткам – рубить головы перед толпой на площадях. Мечети начали массово строить по всей стране, а изучение Корана стало новым образовательным ориентиром, который сделал религиозных деятелей важными общественными лидерами.
"Кампания веры" Хусейна была масштабной, но имела четкое суннитское направление. Поэтому иракская власть окончательно потеряла связь с шиитским населением. В то же время в суннитских регионах она была очень успешной и переросла в своеобразных "баас-салафизм", во главе которого стал сам Хусейн. Это уменьшило напряжение в отношениях между режимом и ортодоксальными религиозными конфессиями, в частности с салафитами, которые последовательно оставались оппозицией к режиму Хусейна. Но после "Кампании веры" они стали даже занимать важные посты в правительстве и региональных ведомствах, хотя разведка предупреждала диктатора, что салафиты могут взять контроль над властью.
В это же время, "Кампания веры" позволила Хусейну создать целую контрабандистскую схему, которая позволяла обойти международные санкции. Режим руководил ею при посредничестве религиозных лидеров и мечетей, которые в свою очередь организовали полуофициальные боевые группы, такие как "Фадаен Саддам". Они не только занимались контрабандой, но также занимались предотвращением повторения Шиитской революции. Эта сеть, которая глубоко укоренилась на Западе Ирака, теперь контролируется террористами "Исламского государства". Поэтому отрезать самопровозглашенный "халифат" от финансирования с помощью санкций очень трудно.
Еще одним тайным процессом "Кампании веры" Хусейна было проникновение в мечети офицеров иракской разведки. И многие из них со временем стали благосклонными к салафизму. После свержения режима Саддама Хусейна вся система безопасности Ирака оказалась в их руках.
Расформирование армии Ирака после 2003 года привело к тому, что профессиональные солдаты стали суннитскими боевиками. Также "Аль-Каида" в Ираке, которая позже стала основой "Исламского государства", использовала американские тюрьмы в ближневосточной стране для вербовки бывших функционеров режима Хусейна. Однако важным фактом остается то, что те, кто когда-то был чиновником в Багдаде, а сейчас оказались среди лидеров "Исламского государства", стали радикалами еще во времена правления иракского диктатора.
Некоторые эксперты считают, что бывшие чиновники Хусейна вступили "в баасский заговор" внутри "Исламского государства". Но на самом деле это не так, поскольку эти люди уже давно отказались от "баасизма". Они присоединились к "Аль-Каиде" в Ираке вскоре после вторжения американских войск из-за изменений своих идеологических взглядов. А когда силы террористической организации были почти полностью уничтожены в 2008-2010 годах, они смогли уцелеть благодаря своим навыкам контрразведки, которые они получили во времена правления Хусейна.
Именно такие бывшие разведчики режима, которые стали радикалами, и обеспечили успех "Исламского государства". Среди них Самир Аль-Хлифави, также известный как Хаджи Бакр. Он присоединился к террористическим силам в 2003 году и стал "лидером халифата", пока не погиб в 2014 году. Именно он и спланировал захват значительной территории Сирии. Террористы-выходцы из режима Хусейна устанавливают в оккупированных регионах диктатуру, которая полностью повторяет поведение бывшего иракского диктатора.
"Однажды в 2003 году, когда американцы вторглись, Ирак стал новой страной. Он больше не был умеренно религиозным обществом с большим количеством светских жителей, а глубоко религиозной страной", - писал в своей книге "Саддам Хусейн и ислам, 1968-2003" Аматшиа Барам.
Хусейн не сдерживал религиозных боевиков, как утверждают некоторые. Он их фактически создал на основе салафизма. Его правительство объединило разные общины, боевиков и криминальные сети, наладил тайные каналы поставки оружия. Все это было нужно для подавления революций, но теперь служит децентрализованной структуре террористов. "Исламское государство" не появилось из-за свержения режима Садама Хусейна. Оно стало продолжением его режима.
Ранее издание Reuters колишня армия Саддама Хусейна активно поддерживает ИГИЛ. Агентство подчеркивает, что именно бывшие офицеры армии Ирака создали из террористов быструю и маневренную военную силу.
А издание Washington Post сообщало, что за "Исламским государством" стоят бывшие офицеры Саддама Хусейна. Иракские военные разрабатывают планы наступлений и сражений, но сами участия в войне не принимают, отправляя на войну других террористов.
"Многие воспринимают "Исламское государство" как террористическая группировка, но это определение не очень подходит. Да, это террористическая организация, но не только. Это внутреннее иракское повстанческое движение", - пояснил дубайский аналитик Хасан Хасан.