Многие западные страны неоднозначно относятся к территориальной целостности и политическому суверенитету Украины. В отличие от Киева, они не слишком беспокоятся о стабильности возможного прекращения огня или мирного соглашения между Украиной и Россией. Многие, не желая тратить ресурсы на долгосрочную патовую ситуацию, могут начать призывать президента Владимира Зеленского согласиться на сомнительное соглашение сегодня, а не идти на принцип в кровавой и бессрочной кампании.
Хотя в большинстве своем они не союзники России, многочисленные правые и левые группы на Западе, а также государства от Венгрии до Бразилии прямо или косвенно призывали Киев пойти на уступки Москве ради достижения мира.
«Однако даже политики и правительства, стремящиеся к тому, чтобы Украина пошла на компромиссы в вопросе своей свободы и самоопределения, не могут отделить свои советы Киеву от более широких вопросов международной стабильности и безопасности. Даже если Украина географически, культурно, исторически и политически отдалена от Вашингтона, Лондона или Брюсселя, не говоря уже о столицах Азии, Африки или Латинской Америки, было бы неправильно списывать это на постсоветские или внутриславянские споры», – пишет в статье для Financial Times аналитик Стокгольмского центра Восточноевропейских исследований в Институте международных отношений Швеции Андреас Умланд.
Между 1945 и 1991 годами УРСР в отличие от РСФСР не была суверенным членом ООН. После обретения независимости в августе 1991 года, постсоветская Украина среди всего прочего стала не только полноправным членом ООН, но и участником Совета Европы, ОБСЕ и Договора о нераспространении ядерного оружия.
По этой причине российская аннексия украинского Крыма в 2014 году уже создала фундаментальную проблему для международного сообщества государств. Москва настаивает, что Украина не имеет права на суверенитет. Однако функционирование международного правопорядка предполагает, что у нее есть такое право.
Спустя 8 лет после вооруженного захвата Крыма Россия усилила свои отрицания украинской государственности. В сентябре 2022 года она официально аннексировала еще четыре области, теперь уже на юго-востоке материковой Украины. Это дополнительное нарушение международного права, а также эскалация террористической кампании Москвы против гражданского населения и инфраструктуры Украины еще больше повысили ставки.
9 лет назад утверждения Кремля о спорном статусе Крыма были частично приняты международным сообществом. Но сегодня немногие согласятся с одиозными оправданиями Москвы для ее возмутительного поведения в Украине.
Самопровозглашенные прагматики и пацифисты по всему миру выражают искреннюю симпатию к Украине и ее народу. Их предложения о прекращении огня или мире могли даже основываться на ошибочном убеждении, что они отвечают якобы реальным интересам украинского населения. Однако такой образ мышления несет в себе моральную опасность.
«Какой авторитет и легитимность будут иметь ООН и европейский порядок безопасности, если России позволят нарушать десятки своих двусторонних и многосторонних обязательств в рамках международных договоров и организаций? Третьи страны, которые примут и легитимизируют соглашение, что приведет к чистому выигрышу России, не только будут пренебрегать политическим суверенитетом и территориальной целостностью Украины, но и нарушать свои юридические обязательства, позволяя Москве пожинать плоды своей агрессии», - пишет Умланд.
Это рискует привлечь другие реваншистские страны и может внушить страх в тех, кто боится такого же отношения к себе, как Россия относится к украинцам.
«Почему бы другим относительно могущественным странам не посягнуть на своих соседей, имея для этого полуправдоподобные основания? Не ждут ли другие территории в Азии, Африке или где-нибудь еще, чтобы их «вернули домой» так же, как Крым и «Новороссию»? Учитывая эту опасность, почему правительства относительно слабых стран мира продолжают полагаться на международное право для защиты своих границ, территорий и независимости? Если западные правительства дают понять, что на них нельзя рассчитывать как на стойких защитников международного порядка, то это ослабляет эти институты», – объясняет автор.
Он добавляет, что пока идет вооруженная агрессия России против Украины, нет другого способа противостоять ей, кроме как отвечать силой на силу. Это полностью соответствует международному праву в целом и статье 51 Устава ООН в частности. Компромиссы, уступки и другие поблажки государству-агрессору – это не путь к крепкому миру. Призывающие Киев к таким переговорам должны учитывать все последствия такого курса действий и не только для Украины, но и для уязвимых государств далеко за ее пределами.