Еще совсем молодым человеком Эмманюэель Макрон увлекался театром. Впоследствии театральные жесты, контроверсионные заявления, поступки, ломающие устойчивые правила поведения, он сделал интегральной частью своего политического имиджа. Вместе с тем то, что внешне выглядело как экспромт, спонтанное решение, всегда базировалось на тщательном анализе вопроса.
Именно так готовилось решение о роспуске Национальной ассамблеи страны и проведении внеочередных парламентских выборов, ставшее сюрпризом практически для всех французов. Как выяснилось, уже на протяжении многих месяцев в Елисейском дворце специальная рабочая группа в обстановке повышенной секретности работала над тем, как реализовать желание президента снова получить абсолютное большинство в ассамблее, утраченное после парламентских выборов 2022 года. Необходимость договариваться c другими парламентскими группами контрастировала с ситуацией первой президентской каденции Макрона, когда у него была безоговорочная поддержка его суперфракции, и вызывала у него постоянное раздражение.
Решающим аргументом в пользу назначения досрочных выборов для Макрона стало сокрушительное поражение президентской политической силы на выборах в Европарламент. Поражение, которое предполагали, но в глубину которого он отказывался верить до последнего. Как свидетельствуют инсайдеры-макронисты, к роспуску Национальной ассамблеи президента побуждала и реальная опасность вынесения вотума недоверия правительству во время запланированного осенью утверждения бюджета. С учетом этого он решил сделать упреждающий ход, опираясь на глубокое убеждение, что все должно покоряться его воле: конституционный монарх является хозяином времени и обстоятельств. Действующий президент Франции неоднократно демонстрировал абсолютную уверенность в своей способности находить единственный правильный выход из любой кризисной ситуации.
Дальше переходим из театра Эмманюэля Макрона в казино его же имени. Вариант первый и основной — партия в покер. Восприняв поражение как вызов его авторитету, Макрон решил повысить ставки. Цель президента и его партии на выборах — значительное усиление представительства макронистов в Национальной ассамблее, в идеальном варианте — повторное получение абсолютного большинства. Нынешняя электоральная тактика Макрона напоминает несколько модифицированный вариант его пути к власти в 2017 году: в ее основе — дальнейшее ослабление традиционных политических сил, расширение базы поддержки президента путем создания макронистской платформы, открытой для присоединения всех тех, кто разделяет республиканские принципы и программу президента. Таким образом президент пытается дать новый импульс завершающему этапу своей второй каденции.
Президент создал для политических конкурентов максимально сложные условия проведения избирательной кампании в чрезвычайно сжатые сроки, приняв решение о немедленном роспуске ассамблеи, несмотря на приближение Олимпийских игр, которые, по замыслу Макрона, должны стать одним из знаковых событий его президентства.
Максималистский сценарий не стоит исключать, но он слишком сложный для реализации с учетом заметного падения популярности президентского «Ренессанса» и Макрона лично. Среди потенциальных объектов макронистского аутсорсинга перспективными выглядят разве что традиционные правые из партии «Республиканцы», которая находится в стадии прогрессирующей декомпозиции (определенная часть ее членов даже склоняется к альянсу с «Национальным собранием»). Возможности макронистов по рекрутированию на левом фланге политического спектра довольно ограничены из-за непринятия левым электоратом социальных реформ президента и достижения левыми партиями договоренности о выдвижении общих кандидатов на следующих выборах. Вместе с тем макронисты, очевидно, будут пытаться перетянуть на свою сторону умеренных социалистов, недовольных участием в союзе левых радикалов из «Непокоренной Франции».
При отсутствии суперфракции после выборов макронисты вынуждены будут сконцентрироваться на построении стабильной коалиции в парламенте, которая даст им возможность и в дальнейшем руководить страной, или искать ситуативное большинство для принятия необходимых законов. Как показала практика, они и не очень умеют, и не хотят заниматься этой нудной политической работой. А следовательно, хаос в Национальной ассамблее, на который соратники президента ссылаются как на причину назначения досрочных выборов, может лишь усилиться после их проведения. Как отметил министр экономики Франции Бруно Ле Мэр, отсутствие «четкого» большинства по результатам выборов способно вызвать кризис современного политического «режима».
Вариант второй — партия в бильярд. Среди всех гипотетических итогов внеочередных выборов во Франции первым рассматривают сценарий победы «Национального собрания» (НС). Замеры настроений избирателей, проведенные в прошлый понедельник, дали такие результаты: «Национальное собрание» — 235–265 мест, «Ренессанс» — 125–155 мест, Объединенные левые и экологисты — 115–145 мест, «Республиканцы» — 40–55 мест. С учетом нынешних электоральных вкусов французов, лепенисты имеют большие шансы стать доминантной силой в парламенте нового созыва, и даже получить там абсолютное большинство. То, что несколько лет назад могло выглядеть как сюжет антиутопии, в 2024 году стало вполне возможной перспективой.
Нынешний взлет НС не случаен. Лепенизм является порождением кризиса западной демократии, фрагментации французского общества и прогрессирующей отчужденности между правящими элитами и значительной частью населения, оказавшегося на обочине экономического прогресса последних десятилетий и переживающего связанную с этим деградацию своего социального статуса. Совсем не случайно лучшие результаты НС имеет в сельской местности и среди жителей маленьких городов, которые чувствуют себя маргинализованными по сравнению с населением крупных урбанистических центров, получающих самую большую выгоду от современной экономической модели. НС практически монополизировало дискуссию по приоритетным для основной массы французов вопросам — покупательной способности, иммиграции и внутренней безопасности.
На руку НС и его союзникам играет также непринятие личности действующего президента многими обычными французами, обвиняющими его в отсутствии надлежащего внимания к их повседневным проблемам. В крайних случаях, как это было во время протестов «желтых жилетов» или выступлений против пенсионной реформы, эта антипатия к президенту приобретает формы откровенной ненависти. Можно сказать, что прогресс лепенизма — производное от недостатков и ошибок макронизма. Контрпродуктивной оказалась и тактика построения политического дискурса Макрона: или вы поддерживаете меня и мою партию, или хаос, то есть радикалы при власти.
Получение НС абсолютного большинства в Национальной ассамблее не оставит Макрону другой возможности, кроме назначения главы НС — молодого харизматического политика Жордана Барделла — на должность премьер-министра. Начнется четвертый в истории современной Французской Республики период «коабитации», или «сосуществования», когда президент и премьер-министр относятся к разным политическим лагерям.
Вне всякого сомнения, упомянутая выше группа по перезапуску Нацассамблеи рассматривала и этот вариант. Можно предположить, что президент считает его способным в перспективе удалить из своего политического наследия пятно, нанесенное переездом в Матиньонский дворец (резиденцию премьер-министра) представителя НС. Расчеты могут заключаться в том, что за время управления правительством НС продемонстрирует свою некомпетентность и неспособность исполнять властные функции. Это даст возможность дискредитировать Марин Ле Пен и перекрыть ей путь к должности президента в 2027 году. Как говорят, черным шаром от борта и в лузу. Впрочем, в политике, как и в бильярде, намерения и результат часто не совпадают.
Последние катаклизмы во французской политике не предвещают Украине ничего хорошего.
Понятно, что в предвыборный период президент и остальные топ-представители действующей власти сосредоточат внимание на проблеме политического выживания. Соответственно, практическая помощь Украине, включая последние инициативы Макрона, может существенно сдвинуться вниз в перечне правительственных приоритетов. При любом варианте окончания выборов после них наступит период реорганизации власти или ее радикального переформатирования. Все это опять же будет отвлекать внимание французских чиновников. Даже при условии, что исполнительная власть останется в руках президентского «Ренессанса» и его союзников, более чем возможное отсутствие у них абсолютного большинства будет создавать преграды для реализации планов президента по усилению помощи Украине с учетом оппозиции к ним во французском обществе и политических кругах.
Самые большие риски для Украины создает формирование «Национальным собранием» Кабинета министров, включая должности министра иностранных дел и обороны. Конечно, внешняя политика и безопасность остаются прерогативами главы государства, но его позиция не может существенно отличаться от линии парламентского большинства, не говоря уже о роли в имплементации политических решений бюрократической машины, подчиненной премьер-министру.
Под влиянием российской широкомасштабной агрессии против Украины и с учетом широкой поддержки помощи Украине во французском обществе НС, известное своей русофилией и путинолюбством, было вынуждено скорректировать публичную позицию. Лидер партии осудила войну и Путина, высказывается в пользу поставки Украине оружия, хотя и «оборонительного».
С другой стороны, не менее последовательно она выступает против членства Украины в ЕС и НАТО, применения санкций в отношении России и возглавляет оппозицию инициативам Макрона по отправке в Украину военных подразделений стран Запада и разрешения ВСУ поражать цели на территории России. Общая позиция Ле Пен заключается в том, что мир в Украине должен быть достигнут только путем переговоров. Можно предположить, что гипотетическое правительство Барделла как минимум не будет поддерживать проактивную позицию президента Макрона по украинскому вопросу, а возможно, и будет тормозить дальнейшую поставку французского оружия в Украину. Беспокоит и то, что в рядах НС есть немало людей, не распрощавшихся с пророссийской ориентацией.