Об этом в статье для Washington Post пишет бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, подчеркивая, что версия миротворческой миссии, которую предлагает Путин, - это очевидный фальстарт. Он хочет, чтобы на линии разграничения между российскими силами и армией Украины разместились незначительные силы. Это закрепит за конфликтом статус внутреннего и создаст прикрытие для российских сил, а также закрепит российский контроль над украинской границей.
"Сомневаюсь, что даже Китай на это купится. В нынешнем Совете безопасности может Боливия поддержит план Путина, но на этом все", - считает Бильдт.
Однако, по его мнению, позиция Путина все равно представляет интересное изменение и открывает пространство для дебатов о реальной миротворческой миссии, которая бы помогла имплементировать Минские соглашения. Конечно, это произойдет "не сегодня и даже не завтра, но может послезавтра".
Бильдт считает, что Кремль очень встревожен сообщениями, что администрация Трампа всерьез рассматривает поставки современных оборонных систем Украине. Это серьезно ограничило бы функции России в возможном будущем ударе по Украине обычными военными силами наподобие тех, которые она совершила в августе 2014 и феврале 2015 года. Кремль, очевидно, рассматривает такие удары как инструмент управления конфликтом.
"Без них, я подозреваю, Путин начнет постепенно двигаться в направлении потери российской позиции в Украине вообще", - пишет бывший шведский дипломат.
По его мнению, администрации Дональда Трампа, безусловно, стоит передать вооружение Украине, которая имеет право на самозащиту. Но также США и ЕС должны синхронно взяться за вопрос отправки миротворцев. Они должны разоблачить блеф Путина и положить на стол предложение о надежной миротворческой миссии, которая поможет воплотить Минские соглашения.
Подобный прецедент уже был. Широкая миссия ООН в сепаратистской "Сербской Краине" на территории Хорватии помогла разоружить боевиков, восстановить управление, а также международную границу между Сербией и Хорватией. Это не было идеальное решение, и сепаратистские "республики" в Донецкой и Луганской областях значительно больше по размеру. Задача экономического восстановления тоже значительно труднее в украинском регионе, чем было в Хорватии. Но если сравнивать с решением проблем Афганистана, Ирака или Сирии, то украинский вопрос кажется легким.
Бильдт отмечает, что конфликт в Донбассе можно завершить только тогда, если Кремль действительно будет заинтересован покинуть украинскую территорию. А сейчас он вряд ли этого хочет.
"Но мы только-что увидели первый признак сдвига с места. Западу следует поддержать это движение и продвигать настоящие миротворческие возможности", - говорится в статье.
Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС заявил о том, что допускает присутствие миротворцев ООН в Донбассе. Но речь может идти "только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ". А сами миротворческие силы "должны находиться на линии разграничения, и ни на каких других территориях". В тот же день представитель РФ в ООН Василий Небензя направил проект российской резолюции о миротворцах в руководящие органы ООН.
В ответ на предложение Путина в МИД Украины заявили о том, что развертывание миротворческой миссии ООН в Донбассе должно быть согласовано с Киевом, предусматривать вывод всех оккупационных войск и наемников, а также их оружия с территории Украины и обеспечивать надежный контроль украинско-российской границы. Кроме того, не может быть речи об участии в миссии военнослужащих или граждан страны-агрессора, а также получении согласия подконтрольных Кремлю группировок ОРДЛО на проведение миротворческой операции.
В среду, 6 сентября, постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко передал генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и председателю Совета безопасности ООН письменное изложение украинской позиции относительно миротворческого контингента в Донбассе.