Результаты исследований британской лаборатории подтвердили выводы польской подкомиссии по расследованию причин катастрофы правительственного Ту-154М под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, экипаж, а также члены официальной делегации, направлявшейся на мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Об этом заявил глава Подкомиссии по вопросам повторного расследования авиакатастрофы, бывший министр обороны Польши Антони Мацеревич, сообщает "Польское радио". Он подчеркнул, что, согласно выводам Подкомиссии, причиной уничтожения самолета были взрывы.
"Не пилоты, не какие-то действия лиц, находившихся на борту, привели к той трагедии, а взрыв. Сегодня уже благодаря британцам мы это знаем. Мы не определяем характер взрыва. Мы знаем наверняка, что в этом взрыве участвовал тротил, не означает, что нам известно, какой была формула этого взрыва", - сказал Мацеревич.
Мацеревич также сообщил, что подкомиссия направила в прокуратуру ходатайство о возможности совершения преступления экс-главой Комиссии по расследованию авиакатастроф Ежи Миллером и членами той комиссии периода выяснения причин катастрофы в 2010 году.
"Ходатайство касается их небрежности, фальсификаций, которые они допустили и невыполнения обязанностей. Это касается самого господина Миллера, который в подписанном с русскими меморандуме, подтвердил правдивость черных ящиков", - пояснил Мацеревич.
Профессор Казимеж Новачик, зампредседателя Подкомиссии по вопросам повторного расследования смоленской катастрофы, уточнил, что проведенное Центральной полицейской криминалистической лабораторией исследования конца левого крыла Ту-154М показало наличие взрывчатых материалов. Комиссия изучила исследования, проведенные в 2013 году, которые показали наличие следов взрывчатки в 107 из 215 взятых образцах.
10 апреля 2010 года, неподалеку от военного аэродрома под Смоленском в РФ разбился самолет Ту-154М с президентом Польши Лехом Качиньским и представителями политической, военной и культурной элиты Польши. Погибли все 96 человек, находившихся на борту. В обнародованном в 2011 году отчете предыдущей польской правительственной комиссии по расследованию Смоленской катастрофы основной причиной трагедии названы ошибки пилотов президентского Ту-154М, впрочем, при этом не исключалась вина российской стороны.
В течение 8 лет с момента Смоленской катастрофы появился ряд гипотез о ее причинах и ходе событий. В феврале 2016 года, по решению тогдашнего министра обороны Польши Антони Мацеревича, в Польше возобновили расследования Смоленской катастрофы. В рамках Комиссии государственной авиации по расследованию авиакатастроф была создана подкомиссия, которая проводит новое расследование трагедии. Обломки польского самолета до сих пор остаются в России.