Украина в январе 2023 года в рамках «зерновой инициативы» экспортировала на четверть меньше агропродукции, чем в декабре прошлого года. Об этом сообщает Министерство инфраструктуры.
«77 кораблей экспортировали 3 миллиона тонн агропродукции из портов Большой Одессы в страны Африки, Азии и Европы. Это на 25% меньше объемов декабря», – говорится в сообщении.
В декабре прошлого года Украина отправила 94 корабля из 3,7 миллиона тонн агропродукции.
Кроме того, в Мининфраструктуры отмечают, что подавляющее большинство стран получают украинскую агропродукцию с огромными задержками во времени из-за задержки кораблей в Босфоре.
По данным Министерства, сохраняется тенденция ежемесячного снижения объемов экспорта агропродукции через порты «Одесса», «Южный» и «Черноморск».
За шесть месяцев работы «зернового коридора» мир получил 19,7 миллиона тонн украинского продовольствия, а должен получить более 30 миллионов тонн, если бы «коридор» функционировал стабильно.
В Мининфраструктуры отметили, что единственное препятствие для доступа украинской агропродукции на мировые рынки – это действия России в Совместном координационном центре (СКЦ). В частности, российская сторона всеми доступными путями и под вымышленными предлогами блокирует проверку кораблей в Босфоре и регистрацию новых кораблей для зерновой инициативы.
«Отмечаем, что сохраняется критически низкий показатель выхода кораблей из портов – 2,5 судна в сутки. В январе порты работали всего на 30-40% из-за дефицита флота под загрузку. 3 судна в сутки при предложенных 9 проходят инспекцию в Босфоре и получают разрешение двигаться в украинские порты за продовольствием», - заявили в Министерстве.
Каждый день СКЦ планирует проведение по десять инспекций в сутки, но инспекторы РФ завершают удачно лишь половину из них.
В частности, в январе было проведено 204 инспекции, из которых успешными были 173, а 31 инспекция не была завершена из-за того, что российские инспекторы преждевременно и самовольно завершали рабочие дни или из-за их претензий к документам кораблей, которые не должны проверяться СКЦ.
Также тормозится и регистрация кораблей для участия в зерновой инициативе. При заявленных более чем 80 кораблях представители РФ, без объяснения причин, регистрируют 2-3 в сутки.
По состоянию на 4 февраля 120 кораблей ожидают проверки в территориальных водах Турции (98 – на вход в порты под загрузку, 22 – с агропродукцией на выход). Подавляющее большинство из них вынуждены ждать несколько недель.
«Это целенаправленная дестабилизация ситуации с целью ограничить доступ украинского продовольствия на мировые рынки из-за замедления движения кораблей из/к украинским портам», - подчеркнули в Мининфраструктуры, добавив, что Украина неоднократно обращала внимание партнеров на недопустимость блокирования свободного судоходства со стороны РФ и насаждения несправедливой продовольственной политики.
Черноморская зерновая инициатива была создана Украиной, Турцией, РФ и ООН 22 июля с целью возобновления экспорта зерна из Украины, продуктов питания и удобрений, включая аммиак, через безопасный морской гуманитарный коридор. Первый корабль с украинским продовольствием в рамках Инициативы вышел из порта Одессы 1 августа.
Координатор системы ООН в Украине Дениз Браун заявила, что Черноморская зерновая инициатива не заблокирована, над ее продолжением сейчас работают. Она заверила, что ООН не позволит прекращения работы «зерновой сделки».