Роль президента Украины в назначении судей должна быть исключительно церемониальной, о чем однозначно указала Венецианская комиссия в соответствующих рекомендациях. Однако, учитывая определенные события в политической жизни нашей страны, не для всех эти рекомендации оказались однозначными, пишет Карина Асланян в статье «Судебная реформа. Что происходит с конкурсами в суды?»
Автор пишет, что еще во время разработки изменений в Конституцию Украины относительно правосудия, которые были приняты в 2016 году, Украина дважды обращалась в Венецианскую комиссию. В частности, в ВК просили проанализировать соответствующие изменения. Венецианская комиссия тогда довольно однозначно ответила, что роль президента должна быть исключительно церемониальной, а все решения по судьям должен принимать Высший совет правосудия.
«Приведем одну из цитат ВК: «Президент Украины играет церемониальную роль: он назначает кандидатов, поданных Высшим советом правосудия, предложения которого будут обязательными для президента. Закон должен будет регламентировать возможные задержки или «тупики» в назначении судей президентом Украины». Все достаточно однозначно. К сожалению, не для всех», – отмечает автор.
Так, в мае Верховная Рада пыталась принять законопроект №9439, который бы вносил изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей». Если бы ВРУ приняла этот законопроект, то президент получил бы полномочия возвращать в ВРП представление о назначении судей в случае получения от Службы безопасности Украины или Национального антикоррупционного бюро информации относительно соответствующего лица, действия которого могут угрожать нацбезопасности или нанести вред национальным интересам.
Законопроект все же не приняли, он набрал 216 голосов из 226 необходимых. Несмотря на это, председатель комитета правовой политики Денис Маслов отметил, что такой или похожий по сути законопроект могут внести повторно во время следующей очередной сессии ВРУ. И здесь, как отмечает автор статьи, возникает только один вопрос: для чего?
Асланян объяснила, что и Высшая квалификационная комиссия судей и ВСП проверяют судей и кандидатов через НАБУ, СБУ и еще около 20 органов. И если нет замечаний, о которых говорилось в законопроекте №9439, президенту вносят представление о назначении.
«Наверное, невозможно сегодня представить ситуацию, когда СБУ предоставила бы информацию о сотрудничестве какого-либо лица с РФ, а пленарный состав ВККС и ВСП ее просто взял и проигнорировал. А вместе с ними проигнорировал бы такую информацию Общественный совет добродетели, который проверяет кандидатов в апелляционные суды, или Общественный совет международных экспертов, который проверяет кандидатов в Высший антикоррупционный суд», – пишет Асланян.
По ее словам, если президент и его офис начнут назначать судей в 30-дневный срок, как это рекомендовала Венецианская комиссия и установил закон, то от последнего круга проверок до момента назначения будет проходить не более двух месяцев.
«Итак, простое выполнение требований закона всеми вовлеченными в процедуры назначения судей органами будет свидетельствовать об успехе судебной реформы, о готовности Украины к вступлению в ЕС и, безусловно, будет способствовать независимости судебной власти», – подытожила автор.
Напомним, в мае президент Владимир Зеленский назначил 114 судей в суды первой инстанции, 70 из которых – назначены по представлениям уже обновленных Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия. Те же представления, которые поступили в офис президента до обновления ВККС и ВСП зависли в ОПУ, и такая ситуация выглядит странной. Ведь их не назначают, не отказывают в назначении, некоторые уже пошли на второй конкурс и самостоятельно написали отказ от суда, избравшего в 2019 году, чтобы получить назначение в суд, избравший в 2023 году. И из-за этой ситуации, кажется, что церемониальная роль президента уже приобрела какое-то другое, не предусмотренное Конституцией содержание – превратилось в ключевую. Но проблема также и в том, что на это никак не реагирует ВСП, чьи представления собственно и распределили на «корзины».