Об этом говорится в выводах Венецианской комиссии относительно украинского закона "Об очищении власти".
Эксперты отметили, что украинский закон не похож на другие аналоги, которые были приняты правительствами в Восточной и Центральной Европе. В отличие от них, украинский документ значительно шире и включает в себя положения, которые нацелены на борьбу с коррупцией.
В европейском ведомстве отметили, что новый демократический режим имеет законное право защитить себя от политических элит предыдущей недемократической власти, так же, как и бороться с коррупцией.
"Однако, обе цели вряд ли можно достичь одинаковыми методами. Исключение из общественной жизни на определенный период должно касаться люстрации. Но статью 38 предложенного закона "Об очищении власти" нужно перенести в закон о "Принципах борьбы и предотвращения коррупции". Решение об исключении из общественной жизни должно быть основанным на правонарушениях и финансовых данных, а также стоит принять во внимание степень правонарушения. Такие решения на основе закона "Об очищении власти" не должны противоречить положениям Уголовного кодекса о лишении права лиц занимать определенные должности", - говорится в выводах Венецианской комиссии.
Также европейское ведомство не советует проводить люстрацию среди обычных судей, напоминая о украинскоим законе "О восстановлении доверия к судопроизводству". Также эксперты отметили, что некоторые положения люстрационного проекта вводят в заблуждение и их надо исключить. В частности, статьи о запрете бывшим чиновникам участвовать в общественной жизни. Этот запрет в то же время не исключает их право быть кандидатами на любые выборные должности.
Также новой власти в Украине придется самим определить, кто из чиновников режима Виктора Януковича заслужил быть люстрованным.
"Принимая решение, стоит помнить о конкретных ситуациях в Украине и в это же время уважать принцип, когда "организация совершила серьезные нарушения прав человека, тогда член, сотрудник или агент должны нести ответственность как соучастник этих нарушений, если он занимал высокую должность в организации", - говорится в документе.
Также в украинском законопроекте указано, что люстрация должна происходить на местах. Но венецианские эксперты советуют все же проводить процесс очищения власти централизованно.
"Люстрацию стоит администрировать централизованно. Если происходит процедура децентрализации, компетенция Исполнительного Органа должна быть усилена (или ее полномочия должны быть уточнены). Самое главное, Исполнительный Орган должен служить в качестве органа административного надзора, открытого для жалоб лиц, подлежащих люстрации. Административный надзор не должен служить в качестве замены судебного разбирательства, который должен быть проведен настолько быстро, насколько это возможно", - говорится в документе.
Также в выводах Венецианской комиссии говорится о том, что люстраця не должна заменить структурные реформы, нацеленные на боротьюу с коррупцией и усилением верховенства закона. Это скорее экстраординарные меры для самозащиты демократии, которые ограничены уважением европейских законов относительно защиты прав человека и законных спрандартів.
Сегодня в Минюсте заявили, что Венецианская комиссия в целом одобрила закон о люстрации. Об этом сказал глава министерства Павел Петренко. При этом он отметил, что "технічні замечания, которые были сделаны относительно имущественной люстраційної проверки и порядка функционирования независимого антикоррупционного органа будут учтены украинской властью при доработке изменений в Закон об очищении власти в парламенте".
Закон о люстрации ("Об очищении власти") вступил в силу 16 октября 2014 года. Закон запрещает для высокопоставленных чиновников режима экс-президента Украины Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 10 лет, для других - 5.
Кроме того, под люстрацию попали чиновники, которые:
- занимали должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были уволены с соответствующей должности по собственному желанию;
- были избраны и работали на руководящих должностях Коммунистической партии СССР или на руководящих должностях ЦК ЛКСМУ;
- были штатными работниками или негласными агентами КГБ СССР, других союзных республик СССР, Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР, окончившие высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей).
В середине апреля 2015 года премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что в Украине уже уволены 500 человек, подпавших под закон о люстрации, 1500 уволились сами.