Украинские волонтеры и военные говорят, что последние ограничения со стороны Китая, который с 1 сентября обязал производителей подавать заявки на экспортные лицензии и предоставлять сертификаты о конечном пользователе, подчеркнув, что коммерческие китайские дроны нельзя использовать в военных целях, пока минимально повлияли на доступность беспилотников, особенно вездесущих легких Mavic китайской компании DJI. Однако они отмечают, что от ограничений пострадали поставки запчастей для дронов. Также они опасаются, что в будущем ситуация может ухудшиться, пишет BBC.
«Единственное изменение — мы активнее скупаем все запасы, которые остались на европейских складах. Но что мы будем делать в будущем, непонятно», — прокомментировала ситуацию соучредительница общественной организации Razom for Ukraine, основательница благотворительного фонда Dignitas Люба Шипович.
Ее особенно волнует наличие таких составляющих дронов, как тепловизионные камеры.
«Поскольку дни становятся короче, а ночи длиннее, это, безусловно, влияет на поставки для нашей армии и на то, как ведется война в целом, поскольку у нас не так много тепловизионных дронов. Наши подразделения слепнут ночью. Это касается как стандартных дронов с тепловизионными камерами, так и их частей», - отметила она.
Наличие запчастей особенно важно для тех, кто самостоятельно собирает дроны или усовершенствует купленные модели. Как отмечают украинские военные, из-за ограничений Китая украинские покупатели теперь имеют ограниченный доступ к запчастям.
«Но мы ищем альтернативы, чтобы наши беспилотники работали так же, как и раньше», – рассказал оператор беспилотника с позывным Oddr.
Некоторые волонтеры говорят, что китайские ограничения могут провоцировать производство деталей для беспилотников в Украине. Анатолий Полковников, занимающийся закупкой дронов, говорит, что украинский стартап готовится запустить производство двигателей для дронов.
«Я не думаю, что эти китайские ограничения повлияют на общую ситуацию. У меня такое чувство, что в долгосрочной перспективе они будут стимулировать производство в Украине», – говорит он с оптимизмом.
Беспилотники оказали огромное влияние на войну в Украине, их в больших количествах использовали обе стороны. Теперь есть признаки сокращения количества китайских беспилотников и запчастей, доступных как Украине, так и России.
В то же время, война в Украине является первым вооруженным конфликтом, в котором беспилотники используются столь широко и в таком большом количестве, и обе враждующие стороны настроены так и продолжать.
Чтобы минимизировать влияние китайских ограничений, украинские волонтеры заняты поиском альтернатив, изготовленных в других странах – как на Западе, так и в Украине.