Такое мнение в интервью "Українським новинам" озвучил исполнительный директор Transparency International в Украине Ярослав Юрчишин. Он также убежден в том, что возможность создания качественного антикоррупционного суда в Украине есть, и главная составляющая для этого – четкое понимание сроков.
"То есть мы пообещали международному сообществу и украинскому обществу, что в марте 2018 года суд заработает. Дай бог, чтобы к этому времени была сформирована законодательная база и начался процесс отбора судей. На самом деле для того, чтобы запустить подсистему, необходимо около полугода, и яркий пример этому - САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура - ред.). То есть во втором полугодии 2018 года мы реально можем иметь действующий Антикоррупционный суд", - подчеркнул Юрчишин.
Он также убежден в том, что в украинской судебной системе работает немало порядочных людей. Однако даже они не создают атмосферу в этой системе.
"Какие же сейчас существуют тревожные нотки в позиции президента, ответов на которые у нас нет? Первое - создание рабочей группы. Это технология максимального затягивания времени, то есть Антикоррупционный суд будет, но неизвестно когда. Если мы зайдем в 2018 год, то это предвыборный год, когда Верховная Рада будет занята вопросами поднятия пенсий, дискуссиями об уровне тарифов, другими социальными вопросами. Плюс мы должны понимать, что первые выборы - выборы президента, и кандидату на должность необходимо фактически консолидировать вокруг себя элиту. Антикоррупционный суд - это вероятность вынесения приговоров по таким делам, как дела Мартыненко или Насирова, и это скорее рассредоточивает элиты, и поэтому, если мы войдем в 2018 год без закона, то в принципе, шансы на то, что в следующем году мы получим Антикоррупционный суд, минимальны", - отметил исполнительный директор Transparency International Украина.
Беспокойство антикоррупционеров также вызывает позиция президента по вопросу создания региональных представительств.
"Во-первых, это противоречит позиции "Венецианской комиссии", во-вторых, у нас, если разбираться, проблема с топ-коррупцией. На самом деле чиновников среднего и нижнего звена привлекают к ответственности за коррупцию. Опять же, что для страны является большей проблемой: когда из бюджета изымаются миллиарды или когда делается справка за дополнительный какой-то стимул? В обоих случаях - это преступление, но общественный вред больше наносят миллиардные убытки. Позиция, которую отстаивает международное сообщество - это то, что Антикоррупционный суд должен заниматься делами топ-коррупционеров", - убежден Ярослав Юрчишин.
По словам эксперта, таких дел в настоящее время около 100, и их может рассматривать один суд первой инстанции, созданный в Киеве из 70 судей.
"Это то, что предлагает законопроект №6011, и то, против чего не выступает "Венецианская комиссия". Если же создавать региональные суды, то это около 180-200 судей. Мы с вами были свидетелями отбора 120 судей в Высший суд, это заняло около полугода. То есть мы понимаем, что это такая "временная подушка", которая гарантирует действующей элите, что по ним Антикоррупционный суд не будет работать. То есть, до следующих выборов он, скорее всего, не запустится. Таким образом, мы имеем два подозрения о затягивании процесса", - добавил он.
Юрчишин также считает, что затягивание процесса создания Антикоррупционного суда в Украине – не личная инициатива президента страны.
"Нет, просто есть значительная часть политической элиты, которая боится НАБУ, которая не понимает, насколько далеко может пойти генпрокурор (генеральный прокурор Украины Юрий Луценко – ред.). Сейчас старая элита, которая работала в старых схемах и на данный момент не отказывается их использовать, понимает, что создание Антикоррупционного суда уже сейчас для них означает большую вероятность быть привлеченными к уголовной ответственности. Поэтому есть некий консенсус старой коррумпированной элиты, к которой по тем или иным причинам прислушивается президент, затягивая процесс создания суда", - считает Юрчишин.
По его словам, "Венецианская комиссия" и Европейский Союз подчеркнули важность привлечения к конкурсному отбору не только украинских специалистов, но и специалистов с международным опытом.
При этом, по мнению эксперта, создание антикоррупционных палат при судах не решит проблему борьбы с топ-коррупцией.
"Предлагали создавать палаты в действующих нереформированных судах... Если просто, то этот процесс выглядит так: глава суда своим решением или решением высшей судебной инстанции создает из действующих судей палату, условно говоря - Печерскую антикоррупционную палату. То есть, это будут те самые судьи, к которым сейчас чрезвычайно невысокое доверие, и мы понимаем почему", - отметил он.
К объективным факторам, по мнению Юрчишина, относятся отсутствие очистки судебной системы на фоне минимальных люстрационных процессов.
"То, как сейчас судьи "тянут за уши" даже в Верховный суд судей, которые дали тюремный срок нынешнему генпрокурору Юрию Луценко, четко демонстрирует, что, если пойти путем назначения в так называемые палаты просто старых судей, доверия к этому суду также не будет", - считает эксперт.
Кроме того, он напомнил о том, что большинство расследованных Национальным антикорррупционным бюро (НАБУ) дел, "зависают" в судах.
"Поэтому "Венецианская комиссия" дала очень четкий ответ: антикоррупционные палаты - это не то, что было предметом договоренностей. Антикоррупционный суд - это то, что нужно Украине", - подчеркнул Юрчишин.
Недавно президент Петр Порошенко неожиданно изменил свое мнение об антикоррупционном суде, поддержав его создание. Хотя на форуме YES глава государства отметил тот факт, что антикоррупционные суды есть разве что в Уганде и Малайзии. И создавать такие суды в Украине слишком долго и неэффективно. Поэтому лучше создать антикоррупционную палату в уже существующей судебной системе.
6 октября "Венецианская комиссия" представила заключение, в котором поддержала создание в Украине Антикоррупционного суда, предусмотренного законом "О судоустройстве и статусе судей". При этом эксперты раскритиковали зарегистрированные в Верховной Раде законопроекты №6011 (из-за угрозы политизации конкурса на должности судей) и №6529 (из-за предложения создать вместо антикоррупционного суда антикоррупционные палаты в действующих судах).
Подробнее об антикоррупционных инициативах президента читайте в статье Александра Леменова "Антикоррупционные суды "по-новому": рецепт Порошенко" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".