"Недавно 1,8 миллиарда долларов помощи МВФ исчезли в офшорах по вине одного олигарха. И его до сих пор ни в чем не обвинили. Со времен событий на Евромайдане, когда был свергнут режим экс-президента Виктора Януковича, а людям пообещали управление страной в европейском стиле, прошло уже два года. А Украине все еще нужно побороть эту острую проблему с коррупцией, пока еще не поздно", - пишет на страницах Foreign Policy бывший сотрудник USAID и эксперт по вопросам реформ в странах бывшего СССР Джон Коген.
Он напоминает, что несмотря на требование гражданского общества в Украине избавиться от взяточничества, чиновники в правительстве и парламенте пытаются препятствовать каждому шагу, который делается в этом направлении. Чтобы изменить ситуацию, Коган советует Киеву взять пример с Гватемалы.
"Перед лицом острой проблемы продажности, Гватемала решила пожертвовать частью своего суверенитета и отдала борьбу с коррупцией гибридной "международно-внутренней" организации под названием Международная комиссия против безнаказанности в Гватемале (CICIG). Такой рецепт будет очень горькой пилюлей для Киева, но более мягкие меры показали свою недееспособность. Это очень радикальный шаг для украинских политиков, которые враждуют между собой, но от этого зависит будущее страны", - говорится в статье.
CICIG была создана в 2006 году в результате подписания специального соглашения между Гватемалой и ООН. Этот международный орган действует в рамках национального законодательства страны, но институционально она не подчиняется ни одному правительственному учреждению. Его финансируют международные доноры, в частности США. А управлением финансов занимается ООН. Таким образом, работа CICIG никак не обременяет экономику Гватемалы. Однако за 10 лет работы международной организации удалось разоблачить около 200 случаев масштабной коррупции. А уголовные дела были возбуждены против 160 действующих чиновников и их предшественников.
Например, только в сентябре президент Гватемалы Отто Перез Молина подал в отставку из-за обвинения со стороны CICIG в получении 120 миллионов долларов через коррупционную схему на таможне.
"Пример Гватемалы может стать надеждой для Украины и ее все больше непопулярного президента Петра Порошенко", - считает эксперт.
При этом он советует внести некоторые коррективы при создании украинской CICIG. В частности, стоит увеличить мандат работы организации с двух до пяти лет с возможностью автоматического продления, если не будет принят специальный закон, который прекратит ее работу. Также США и другим донорам придется увеличить финансирование, но понадобится только 200 миллионов долларов для финансирования работы CICIG на протяжении всего пятилетнего срока. Автор напоминает, что вице-президент США Джо Байден уже объявил о выделении Украине на борьбу с коррупцией 190 миллионов долларов. Поэтому деньги на работу такого антикоррупционного органа фактически уже есть. Также, гватемальская организация действовала через национальные суды и следственные органы. Но в Украине она должна получили полномочия прокуратуры.
"В Гватемале CICIG – это следственное агентство без прокурорских полномочий и полагаеться на юридическую систему при рассмотрении дел. Но это будет большой проблемой в Украине, поскольку Генпрокуратура здесь рассматривается как один из наиболее коррумпированных институтов", - говорится в статье.
Автор ссылается на главу антикоррупционного парламентского комитета Егора Соболева, который рассказал, что Генпрокурор Виктор Шокин, который также является близким союзником Порошенко, отверг сотни коррупционных дел, которые ему было направлено на рассмотрение. В Украине неоднократно звучали призывы уволить Шокина с должности. Но, по мнению Соболева, он остается во главе Генпрокуратуры, потому что не рассматривает коррупционные дела, которые ведут к окружению президента Украины.
"Чтобы не пришлось полагаться на таких, как Шокин, украинская CICIG должна иметь возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела в придачу к разрешению проводить расследование", - считает автор.
Также организация должна действовать вне украинской судебной системы, так как суды в Украине тоже коррумпированы. Кроме того, сотрудники CICIG должны работать в отдельном здании и никак не пересекаться с судьями и прокурорами. Вообще их общение за пределами зала суда должно быть запрещено. Однако организация должна действовать исключительно в рамках украинского законодательства.
"Ключевым вопросом остается, есть ли у политиков в Украине воля отдать на "аутсорс" такую чувствительную обязанность правительства, особенно если учесть страх перед антикоррупционными расследованиями против них самих. Но настоящие украинские реформаторы и их союзники на Западе все же имеют рычаги влияния", - говорится в статье.
Автор напоминает о том, что Соболев уже выступал за международное вмешательство в украинскую борьбу с коррупцией, население требует реальных шагов в войне против взяточничества, а в это же время Киев сегодня зависит от западной финансовой помощи. И украинский политический класс понимает, что настроения только ухудшаются в стране. Лишь 7% украинцев верят в то, что нынешние антикоррупционные меры дадут результат.
Тем временем, в прошлом месяце посол США в Украине Джефри Пайетт отметил прогресс в борьбе с коррупцией в Украине. По его словам, этот прогресс удалось достичь, основав НАБУ и Специальную антикоррупционную прокуратуру.
Запад подталкивает Украину к более активной борьбе с коррупцией. В частности, ЕС хочет, чтобы антикоррупционное Нацагенство заработала до апреля. Поскольку для введения безвизового режима Киев пообещал запустить ведомство в первом квартале 2016 года.
Правозащитники "Amnesty International Украина" видят возможность потери Украиной перспективы отмены виз с ЕС из-за промедления с запуском Нацагентства по противодействию коррупции.
Следует отметить, что в Украине с 2014 года произошла целая институциональная перестройка, призванная остановить коррупцию. Так были созданы три антикоррупционных ведомства: Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции; Национальное антикоррупционное бюро; Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.