Много говорили об инсталляции тризуба на монументальном пирсинге советской эпохи. На «гидробабе», как мы называли ее в детстве. Был еще вариант «баба с яйцами», потому что вроде бы внутри подвешивали стальные шары на тросах для балансировки.
На тему меча как-то не особо дискутировали, обсуждали саму инсталляцию. Я много лет спустя прочитал, что у нацистов была идея ставить такие гигантские статуи тевтонских воинов (может, Роланда, эта идея уходит корнями к «башням Бисмарка») на будущих границах Рейха, в частности в Уральских горах. А что было говорить о мече «гидробабы»? Он стилизованный. Не римский гладиус, не тевтонский, не сабля, а «такое».
Впрочем, пользуясь тем, что темы касались мало, использую ее как аллегорию. Поскольку в контексте празднования Дня Независимости неизбежно будут говорить о несокрушимости и стойкости украинского народа, что вполне справедливо. И несокрушимость есть, и стойкость.
Но стоит принять во внимание, откуда они взялись, чтобы учитывать и тот факт, что оно все вполне может куда-то деться. Как уже случалось в украинской истории.
Нет никаких отдельно взятых «духовитости» и стойкости, если они не обеспечены оружием. И людьми, готовыми применить его немедленно.
Конечно, в истории Украины были яркие, но немногочисленные примеры исключительно миролюбивых (по разным причинам) людей, проигнорировавших шанс убить врага физически, а не интеллектуально (к чему враг постоянно нас поощряет), и героически погибших мученической смертью.
Мы отдаем им должное уважение за принципиальность, но мы не должны игнорировать тот факт, что физически их жертва ни на что не повлияла, кроме как на историческую память об этих людях.
Люди действия, забравшие с собой на тот свет хотя бы двух-трех обидчиков, заслуживают значительно большего уважения, с точки зрения эффективности результата. Их на порядок больше в украинской истории.
Наша культура столетиями перестраивалась таким образом, что в нее впихнули самые деформированные части христианской культуры и самые безобразные инструменты влияния светской власти. Воспитание хохляцтва, пениями и танцами развлекающего господ в помещичьем театре «гопака и чарки», — это как существование «домашних негров» в американской культуре. Был консенсус хамов в отношении такого социального поведения, но были и правильные люди с саблями.
Так вот, о мечах. Хочу сравнить развитие украинского общества, его текущее конструирование с изготовлением самурайского меча. (Заранее прошу прощения за орфоэпию, если что не так. Я изучал японский язык очень давно, а катаной рубил разве что сорняки на огороде и новогоднюю елку в мае.)
Процедура называется тамахагане. Составление и обработка слоев стали разного качества, чтобы создать меч со сбалансированными характеристиками остроты и прочности.
Процесс охватывает такие шаги.
- Выбор сырья. Использовали разные типы руды с высоким и низким содержанием углерода. Это давало возможность достижения баланса между прочностью и остротой.
Здесь — о демографии и генетике. В историческом анамнезе у нас было три касты, если обобщить Донцова и Шевченко (который Тарас Григорьевич). Донцов говорил о казаках и гречкосеятелях, Шевченко — о казаках и свинопасах.
Хотя аграрный бизнес и животноводство немного разные вещи, обобщим, что есть казаки и другие хорошие люди, но ни разу не казаки.
- Изготовление брусков (конкетан). Руду плавили и переливали в формы для создания брусков стали «конкетан». Каждый конкетан имел разное содержание углерода и других примесей.
Это о наших войнах и катастрофах. И не только о локальных. Каждая национальная катастрофа радикально меняет состав общества и способ дальнейшего существования. После Первой и Второй мировых войн, после обретения Независимости в национальные формы отливали людей с очень разными, иногда противоположными представлениями о будущем Украины. Но они там застывали.
- Составление пластов. Конкетаны разного состава и качества резали на пластины, потом складывали их друг на друга. Слои делали, чтобы получить разные свойства стали на разных участках меча.
Тут мы имеем дело с кадровой политикой разных режимов и властей. Кто-то соглашался интегрироваться, а кто-то выпадал в металлические опилки, хотя иногда с яркими искрами. Но выпадал навсегда. Наверное, каждый из вас иногда думал, как бы поступили те или иные известные люди, если бы дожили до наших дней. И искренний ответ не всегда приятен.
- Ковка и вытягивание. Собранные слои нагревали и ковали, чтобы соединить в больший кусок. Во время этого процесса меч могли растягивать и складывать несколько раз, что добавляло стали слоев и улучшало ее структуру.
Это репрессивные механизмы (не путать с войной и другими подобными бедствиями). Задача репрессивных механизмов не просто репрессировать, как сейчас принято считать. Это механизм насильнической интеграции в действующую политическую систему тех, кого еще в принципе можно использовать, несмотря на их особенности биографии и нюансы политических взглядов. Был когда-то в советской печати такой жанр — покаянные письма диссидентов. Кто-то выдержал этот период, а кто-то нет. Кстати, не только коммунистические репрессивные механизмы так работают.
- Обработка и окончание. Полученный кусок стали далее обрабатывают, в частности куют, шлифуют и полируют. Важным является открытие слоев стали на поверхности меча, что создает характерный волнистый узор.
Это, собственно, наши 1990-е. Все вышло на поверхность. Началась шлифовка и полировка безобразной посткоммунистической реальности. Молниеносное переобувание коммунистов и комсомольцев и лихорадочный поиск предков-националистов (и таки находились, это же «славних прадідів великих правнуки погані»). Звездное время экс-КГБ с точки зрения карьерного роста в рамках возможных изменений, ничего по сути не меняющих.
- Травление. Некоторые мастера могут также проводить процесс травления, во время которого используют растворы, чтобы выделить слои стали и усилить визуальный эффект волн на поверхности меча.
А это уже, как пишут на некоторых туристических картах, «вы находитесь здесь».
Визуальные волны на поверхности — это, в частности, печально известная политическая проституция «многовекторности», бесстыдная демагогия избирательных процессов, самообман, аферисты, воры и бандиты под российским протекторатом.
Майдан 2014 года положил этому конец, по крайней мере на несколько лет (как любая революция, начиная с Великой французской). Со временем природа всегда берет свое, потому что у каждого такого процесса случается свой «термидор». Но не у каждого находится свой Наполеон Бонапарт.
Итак, лезвие нашего меча формировалось вполне достойно таким вот способом.
Но есть другая сторона лезвия, неострая. Спинка, или «мундзи», если продолжать метафору катаны.
По данным Института демографии и социальных исследований, по состоянию на 1 января 2023 года численность населения Украины составляла от 28 до 34 миллионов человек. Разница объясняется тем, что никто не знает, что на самом деле происходит с миграцией, легальной и нелегальной, в частности в Россию. Никаких шансов на естественный прирост населения в ближайшие 5–10 лет нет, вопрос лишь в скорости депопуляции. В прошлом году количество браков между украинками и иностранцами возросло на 38%.
Это к тому, что психофизиологические характеристики украинцев с точки зрения демографии достаточно стабильны. 11 миллионов пенсионеров — это электоральное ядро, на потребности, запросы и вкусы которых всегда будет ориентироваться любая политическая сила в Украине, независимо от того, у власти она или нет. Количественно наименьший сегмент — возрастная группа 20–30+ лет.
Теперь о наличии или отсутствии изменений. Ценностная шкала украинцев (по методике Шварца) в условиях войны подверглась незначительным изменениям (Семнадцатый общенациональный опрос группы «Рейтинг»).
Небольшой прирост — в показателях «самостоятельность» и «консерватизм». Это, соответственно, молодежь и старшая возрастная группа. Если для мужчин значительно выше ценности стимуляции, достижения и богатства (власти), то для женщин — безопасности, традиционности, конформизма, универсализма и доброты. В этой части можно сказать, что базовые настройки людей не меняются вообще, даже под влиянием войны.
Но посмотрим на другие показатели политических ориентаций. Есть значительный рост национализма и национал-демократии (да, это разные показатели) во всех возрастных группах. Суммарно это примерно 30%.
Приверженцев либеральных идей больше всего в возрастной группе 18–24 года, что закономерно, — их аж 8,1%. Но в этой же группе сторонников коммунизма или социализма такое же количество, как и в группе 66+ — 7,2%.
Почему важны демография и статистика, когда мы говорим о реальности?
Потому что мы говорим о реальности, во-первых, в рамках санкционированной политической демагогии, на которую до сих пор есть общенациональное разрешение из-за обстоятельств войны. Все чаще эта конструкция реальности дает сбой в области массовых коммуникаций. Но провалы особо ни на что не влияют, поскольку выборов формально нет, хотя сам электоральный процесс идет полным ходом.
Во-вторых, мы говорим о реальности в рамках собственных истерических переживаний и реакций, выливающихся в соцсети. На этой опции надо остановиться подробнее.
Термин «пузырь» уже стал общеупотребительным. И касается он большей частью Facebook: более 20 миллионов активных пользователей в Украине. Это не просто быстро стареющая сеть персонажей «на лавочке у подъезда», которые злобно обсуждают всех, кто попадается им на глаза.
Это сеть с демонстративно высоким уровнем цензуры, о которой не написал уже только ленивый. И дело здесь не только в традиционно проклятых москалях. Facebook своей политикой наиболее выразительно демонстрирует ту систему социально-политического воспитания поведения масс, которую нам настойчиво рекомендуют принять как безальтернативную.
Прежде чем перейти к теме ценностей, надо вспомнить еще Instagram с его 11 миллионами. Это сегмент 20+, который большей частью ничуть не интересуют темы Facebook. И Telegram, несколько миллионов пользователей которого считают будто они — храбрые диссиденты. Есть Twitter Маска — тоже диссиденты, но какие-то специфические TikTok — это вообще ниша владельцев инфантильной психологии, иногда — по возрасту, а иногда — так случилось.
Instagram и Telegram характерны и тем, что там сидит определенная доля людей, которым совсем не обязательно уметь читать и писать, и это совсем не шутка. И еще многие люди сидят в Вконтакте и Одноклассниках через VPN. Но это уже компетенция СБУ.
Так вот, мы все солидарно утверждаем, что воюем за европейские ценности, отстаиваем их, защищаем и т.д. Это святая правда. За одним небольшим исключением. Ценности, о которых говорят украинцы, — это ценности старой Европы, которая больше не существует. Это совсем не значит, что они перестали быть ценностями. Возможно, мы действительно единственные, кто их исповедует. Но Соединенные Штаты времен Рейгана, о котором мы вспоминаем с ностальгией, и сейчас — совсем разные страны.
Культурный марксизм — это уже давно антиквариат политического бандитизма, сейчас рулят «положительная дискриминация», «вокеизм». Этот термин появился еще в 1930-х годах и означал пробуждение осознания расизма и отсутствия социальной справедливости. Сегодня эта идеология пробуждения, культура отмены являются элементами западной версии маоистской культурной революции, направленной на уничтожение ценностей западной цивилизации. Нельзя сказать, чтобы это полностью удалось, фактически каждая европейская страна, как и сами Соединенные Штаты, разделена пополам вокруг этот вопроса.
Но нас стараются воспитать как восточноевропейских «домашних негров», вежливых, послушных и яловых.
Посмотрите на состояние украинского языка. Мы гордо и эффективно боролись с суржиком, русизмами. Теперь место этих безобразных слов заняли другие уродцы, только англоязычного происхождения. Это можно было бы назвать нормальным процессом, формированием нового диалекта, если бы язык не нес в себе что-то большее, чем просто термины. Если у вас дедлайн к вашему ивенту и кейсы не отвечают профайлам, то, может, что-то уже не совсем отвечает вашей идентичности. Вместе с чужими словами приходят чужие явления. Если для них нет названия в украинском языке, то чужие слова эти явления создают.
Что у нас получается в итоге?
Есть символизм советской железной бабы с мечом, на щит которой налепили тризуб и призывают нас согласиться с тем, что это и есть национальное возрождение. В эту высокобюджетную игру играют государственные служащие и те, кто ест с их руки. Они называют это культурной политикой. Господи, ну где они, а где культура!
Народ это все созерцает с недоверчивым удивлением, но большей частью народу не до этого. Вообще социологические опросы показывают рост оптимизма, если речь идет об общегосударственных вопросах. В подробностях это распадается на менее приятные для власти элементы. Но кого же интересуют подробности.
На персональном уровне вполне закономерно происходит постстрессовая трансформация социального поведения. Она характеризуется более агрессивной демонстрацией своих взглядов, но здесь основное — демонстративность, а не реальное поведение. Особенность текущего момента еще и в том, что никакой постстрессовой ситуации нет, а есть продолжение стресса, которому не видно конца. Поскольку наш организм умнее нас, он регулирует деятельность гипофиза, гипоталамуса и других желез таким образом, что мы становимся менее внимательными, более инфантильными и в целом немножко более туповатыми.
Это происходит тогда, когда организм ощущает передоз социальных сетей и «єдиного марафону» и начинается борьба вашего тела с префронтальной корой головного мозга. Которая говорит вам, что вы что-то кому-то должны, но тело об этом не в курсе.
На этом фоне нас пробуют продавить на компромиссы разного характера.
Конечно, для психического здоровья украинцев было бы лучше, если бы наши культурно-информационные активисты перестали постоянно цитировать какие-то несусветные вбросы западной печати, стараясь с умным видом найти там нечто достойное внимания.
Достойное внимания есть. Но нужно помнить, что цитирование должно быть умным, а отношение к источнику критическим. Бывают информационные свалки, а бывают гигантские информационные свалки.
Ну и еще раз о главном: нет никакой отдельно взятой «духовитости» и стойкости, если они не обеспечены оружием. И людьми, готовыми применить его немедленно.