В ночь на 26 марта 2018 года племянник главного военного прокурора Андрей Матиос, управляя автомобилем Infiniti FX 37, врезался в ограждение киевского скоростного трамвая на перекрестке улицы Героев Севастополя и проспекта Комарова. Патрульные и с помощью прибора Драгер 6820 зафиксировали у водителя 0,34 промилле алкоголя (допустимая граница для водителей - 0,2 промилле). Однако впоследствии судья Соломенского райсуда Киева Мария Зелинская решила не привлекать Андрея Матиоса к ответственности за вождение в нетрезвом состоянии. Причиной судья указала то, что показатели Драгера 6820 не могут быть допустимым доказательством.
Похожая история случилась чуть раньше, 13 февраля этого года, с давним соратником генпрокурора Юрия Луценко - Ярославом Максимцем. Его остановили патрульные на бульваре Леси Украинки, когда Максимец ехал за рулем автомобиля Porsche Cayenne. У него алкотестер той же модели обнаружил 0,39 промилле алкоголя. Однако впоследствии эти показатели не признал доказательством судья Печерского райсуда Владимир Карабань. Суд закрыл административное производство из-за "отсутствия состава нарушения".
В обоих случаях судьи ссылались на Приказ МВД от 1 марта 2010 года. Этот приказ утверждает перечень приборов, которыми правоохранители могут проверять водителей на состояние опьянения. В этом перечне есть только пять тестеров, и Драгера модели 6820 среди них нет.
Однако та же самая судья Мария Зелинская уже через два с половиной месяца после случая с Андреем Матиосом приняла совсем другое решение. В деле водителя авто Daewoo Lanos она указала показатели Драгера 6820 первыми среди доказательств. В результате Мария Зелинская наложил на водителя штраф 10 200 грн и на год лишила его водительских прав. Когда журналисты спросили судью Зелинскую, в чем причина такой противоречивой практики, она пояснила, что в деле водителя Daewoo Lanos обращала внимания на другие доказательства, кроме показателей алкотестера.
Судья Владимир Карабань также сделал для товарища Юрия Луценко исключение из своей практики. Этот судья последовательно отвергает показатели Драгера 6820, ссылаясь на Приказ МВД 2010 года, но при этом в других случаях не оправдывает водителей, а направляет протоколы на дооформление. И только в случае Ярослава Максимца он сразу закрыл административное производство - тоже в связи с отсутствием нарушения.
На вопрос журналистов, почему в деле Максимца он решил закрыть производство, судья Карабань ответил: "Откровенно скажу - не помню. Возможно, ошибочно закрылось".
В патрульной полиции тем временем уверяют, что судьи неправомерно применяют в своих решениях Приказ МВД с перечнем алкотестеров. Этот Приказ в свое время в 2010 году выдавали для ГАИ, и это в документе прямо указано.
"Патрульная полиция не является правопреемником Госавтоинспекции МВД, и вообще такой орган больше не существует. Поэтому данная инструкция не распространяется, по моему мнению, на деятельность патрульной полиции", - пояснил журналистам Алексей Белошицкий, первый заместитель руководителя Департамента патрульной полиции.
Тем не менее, сами Драгери модели 6820 достались патрульным "в наследство" именно от Госавтоинспекции. Последнюю крупную закупку этих приборов сделало управление ГАИ в г. Киеве в 2015 году. Тогда за 200 алкотестеров этой модели заплатили 7,6 млн грн. Вот тогда ГАИ заведомо закупила большое количество Драгерів, которые не были ей разрешены к использованию.
Отметим, что в течение первых шести месяцев 2018 года Нацполиция зарегистрировала 68 тысяч ДТП. С них больше двух тысяч ДТП произошло по вине пьяных водителей.