"Еще совсем недавно звучали заявления политического руководства РФ, а также представителей компаний, задействованных в строительстве Керченского моста, что этот объект никак не повлияет на свободу мореходства в Черном и Азовском морях, и, соответственно, на товарооборот а азовских портах Украины – Мариуполе и Бердянске. Реалии современности оказались диаметрально иными – Москва установила существенные ограничения по габаритам судов, которые будут следовать через Керченский пролив после установки железнодорожной арки", – говорится в заявлении.
Так, в связи с высотой арки над уровнем моря в 35 метров, надводный габарит судна должен быть не более 33 метров. Это исключает прохождение через пролив судов типа "Panamax" – их надводный габарит составляет 37,5 метров.
"Подсчеты украинских экспертов свидетельствуют, что убытки украинских портов лишь из-за этого ограничения будут составлять огромные цифры. В случае Мариуполя, это около 25-30% всей портовой перевалки! Например, под риском оказываются поставки около миллиона тонн чугуна в год по контрактам с американскими заказчиками", – утверждают эксперты.
Отмечается также, что Россия ввела односторонние перекрытия пролива в связи с работами по установке арки. Перекрытия имели место 8 августа, продолжаются в период с 28 по 31 августа. По словам специалистов, сутки простоя судна перед проливом в ожидании его открытия обходятся в 20 тысяч долларов.
"Учитывая ежедневный трафик суден через пролив на уровне 70-90 судов в сутки не сложно подсчитать убытки, которые прямо влияют на цену фрахта и экономическую привлекательность региона в целом", – говорится в сообщении.
Помимо этого, ЦИАКР также призывает уделять особое внимание Очакову.
"Для России символизм всегда имел большое значение. С Очаковом связано много исторических событий времен покорения Крыма Российской империей, мы видим тональность российских СМИ по поводу строительства там новых объектов инфраструктуры ВМС Украины при помощи США", – предупреждают эксперты.
Как сообщалось, в июне стало известно о подготовке Министерством транспорта РФ проекта приказа о закрытии Керченского пролива в августе-сентябре 2017 года для постановки арки Керченского моста.
Мининфраструктуры Украины обратилось с жалобой в Международную морскую организацию, поскольку такие действия со стороны РФ могут нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины.
В мае прокуратура Автономной Республики Крым сообщала о том, что экологические нарушения при строительстве Россией моста через Керченский пролив могут превратить Азовское море в залив Черного моря. Строительство может повлечь за собой региональную экологическую катастрофу.
Общая стоимость Керченского моста – 228 млрд рублей, генподрядчик - ООО "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга. Транспортный переход через пролив спроектирован в виде двух параллельных мостов. Открытие автомобильного движения должно состояться в конце 2018 года, железнодорожного – в 2019 году.