Одним из ключевых институтов здравоохранения сегодня является Национальная служба здоровья Украины. И пока на нее были жесткие нападки, хотелось ее защищать. Но сейчас все чаще чувствуется, что с институтом не все в порядке. Недавно бывшая руководительница службы Оксана Мовчан пожалела, что больше уделяла внимания медреформе и самим институтом занималась недостаточно, чем его обескровила. Сооснователь Украинского центра охраны здоровья Павел Ковтонюк проанализировал нынешнюю ситуацию в НСЗУ, на должность главы которой сейчас уже в третий раз проходит конкурс.
"Я не могу комментировать то, что там сейчас происходит. Но если анализировать состояние НСЗУ вообще, то оно вызывает у меня серьезную тревогу. За последние два года НСЗУ истощилась и очень потеряла в своей способности быть флагманом изменений так, как это должно быть.
По состоянию на лето 2019 НСЗУ, можно сказать, была на пике своего развития, но даже тогда - далека от своих оптимальных мощностей. Персонала было раза в четыре меньше, чем нужно. Люди работали на износ, делая героические усилия. Команда, безусловно, была замечательной. Но так работать нельзя. То, как они запускали первичную помощь, - это чудо. Когда рассказываем об этом на каких-то международных событиях, никто не верит. Но мы показали, что это возможно ", - пояснил Ковтонюк.
Однако после 2019-го НСЗУ не только перестала расти и развиваться, ее состояние начало ухудшаться, продолжает эксперт. Во-первых, она исчезла из приоритетных разговоров в правительстве, в Минфине, когда не стало людей, которые отстаивали увеличение бюджета, расширение возможностей, что было необходимо. Отдельно можно говорить о мониторинге. За это надо было бороться в Кабмине, в Минфине. Чтобы НСЗУ стала тем, чем являются ее аналоги в Европе.
Приведу для сравнения цифру. Бюджеты таких агентств составляют примерно от 1 до 3% от объема программы медицинских гарантий - от всего бюджета, которым они распоряжаются. В медицинских моделях со страховыми системами, например США, этот процент вообще может достигать 15-20%, административных расходов очень много.
Мы взяли британскую модель, которая считается очень экономной и эффективной. 1-3% от бюджета ПМГ на работу службы - это очень мало. Но в Украине в 2019 году административные расходы были меньше 0,5%, а сейчас еще меньше. Это фактически работа на истощение.
Во-вторых, НСЗУ не только не усиливали и не развивали. Все это время она была под атаками, например министра Степанова. Не такими лобовыми, как на ГП "Медичні закупівлі". Но это было истощение институции из-за постоянных конкурсов. Нацеленных не для того, чтобы выбрать лучшего руководителя. А чтобы получить контроль над институтом.
НСЗУ отбивалась. Но с каждой новой попыткой получить контроль организация теряла часть своих жизненных сил и часть людей. Это заканчивалось деморализацией и оттоком очень квалифицированного персонала. Отток продолжается. НСЗУ утратила свое видение лидерства и перестала двигаться в стратегических направлениях, которые бы дали возможность реформе состояться. Например, функция выборочного контрактирования.
Выборочное контрактирование - сверхважная роль НСЗУ, объясняет Ковтонюк. Это еще называется стратегическими закупками. Когда мы не просто выдаем больницам деньги. Так же как ГП "Медичні закупівлі" должно купить лучшее лекарство по самой низкой цене, НСЗУ должна закупать услуги так, чтобы получать от больницы лучший результат для пациента. Она не должна раздавать контракты всем. Больше всего средств должна получать больница, которая показывает лучший результат для наибольшего количества пациентов. К сожалению, НСЗУ была вынуждена заключить очень много контрактов с больницами, которые не способны отвечать даже каким-то базовым стандартам. Она дает им деньги ни за что, и тем подрывает успех изменений, себя и свою работу.
Больницы "Укрзалізниці" Ковтонюк приводит в качестве примера для своих слов.
"Или учреждения, которые министр Степанов попросил для своего отца. Это только то, что следовало в публичное пространство. Таких заведений немало", - продолжает эксперт.
НСЗУ, Минздрав и Минфин должны быть жесткими. Если больница не отвечает требованиям, нельзя заключать с ней контракт. Или заключать ограниченный, временный.
Была идея сделать пакет переходного финансирования для больниц, которые не способны выполнить даже минимальные требования к услугам. Они бы и дальше получали деньги, но гораздо меньше. Эти деньги предназначались бы для того, чтобы дать время этим больницам и местной власти принять решение - или мы подтягиваем стандарт до минимально возможного, или перепрофилируемся в поликлинику или терапевтическое отделение вместо хирургического, или в реабилитационное вместо интенсивного. Становимся тем, чем на самом деле есть.
К сожалению, переходное финансирование при предыдущих министрах превратилось в способ выдать больницам деньги ни за что. И остается таким в дальнейшем, что подрывает реформу.
"Проиллюстрирую на примере. Во время первой серьезной волны ковида очень много людей нуждались в госпитализации, кислороде, качественной помощи команды врачей. На бумаге было определено около 250 ковид-больниц. Но, уверен, в каждом городе эти больницы делили на те, куда реально надо везти людей, и тех, куда везти нельзя, потому что там им не помогут. В Киеве, например, много опорных больниц были такими, куда людей везти не надо. Везли в 3-4 больницы, которые были переполнены, но там была помощь ", - объясняет сооснователь Украинского центра здравоохранения.
НСЗУ - организация, которая должна стоять на страже принципа оплаты реальной помощи. Сейчас она не имеет таких возможностей и не имеет политической поддержки, потому что правительство занимает популистскую позицию.
Когда средства уже выплачены, нужно проверить - действительно ли помощь оказана. Или пациент говорит: я пришел получить помощь, а мне сказали оплатить стент, который должна была оплатить НСЗУ. В НСЗУ должен быть аппарат, который мог бы с этим справиться - проводил бы проверки исполнения договора и подавал предложения о мерах, которые необходимо принять: штрафные санкции или обратиться в правоохранительные органы или НАБУ.
Для этого НСЗУ нужен огромный аппарат, люди, которые не сидят в Киеве, а на местах контролируют выполнение договоров. Сейчас, если больница не выполняет договор, ей за это ничего не будет. Зачем стараться, если министр выйдет с жалостным заявлением и деньги дадут?
"Отсутствие качественных изменений в своей больнице люди расценивают как провал реформы. За это уже понесли ответственность несколько предыдущих министров и премьер-министров. Если министр Ляшко будет делать так же, он тоже будет нести за это ответственность", - заключает Ковтонюк.
Как повысить зарплаты медикам и что делать с теневыми доходами в медицинской отрасли? Что не так с НСЗУ и как улучшить качество оказания медицинских услуг? Что происходит с медреформой сейчас, и что нужно делать, чтобы украинцы действительно почувствовали улучшение, и с вероятной очередной волны COVID-19 мы вышли с как можно меньшим количеством жертв?
Обо всем этом читайте уже завтра, 20 июня, в интервью Аллы Котляр с сооснователем Украинского центра охраны здоровья Павлом Ковтонюков "Когда придет новая волна коронавируса и что с медициной в Украине?".