В результате новых реформ власть потеряла орган государственного управления, являющийся крайне важным в сфере земельных отношений. Так, при реорганизации Госземагентства в Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра, Кабмин не только потерял слово "земля", но лишил МинАП права реализовывать государственную политику в сфере земельных отношений, что ведомство делало через агентство, пишет обозреватель по аграрным вопросам Владимир Чопенко в статье для ZN.UA.
Кабмин реорганизовал Госземагентство в Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра, подчинив ее исключительно Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
"Судя по Программе деятельности Кабинета министров, одобренной Верховной Радой 11 декабря 2014 г., одним из краеугольных принципов деятельности коалиционного правительства является "новая продовольственная политика". А в ней - "подготовка к проведению земельной реформы". Если даже и так, то "первопроходцы" будут начинать ее с хаоса", - отмечает автор.
Закон Украины от 6 сентября 2012 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности" предусматривает, что с 1 января 2013 г. земли государственной и коммунальной собственности в Украине считаются разграниченными. Однако согласно статистической отчетности Госземагентства, на начало нынешнего года площадь земель коммунальной собственности в стране составляет только 12,6 тыс. га, а площадь земель государственной собственности - 28,9 млн га. Отсюда, как отмечает автор, вывод: земли государственной и коммунальной собственности практически до сих пор не разграничены, потому что площадь земель территориальных общин сел, поселков, городов должна быть, по крайней мере, в 300 раз большей.
Кроме того, наибольшим тормозом во внедрении кадастровой системы является двойной характер регистрации объектов недвижимого имущества - земельных участков: в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, а также в Государственном земельном кадастре.
"Внедренная так называемая государственная регистрация земельных участков не выполняет каких-либо общественно-правовых функций, и ее существование можно объяснить только коммерциализацией кадастровых процедур", - пишет Чопенко.
Также, как отмечает обозреватель, уровень коррупции в земельной сфере является крайне высоким. Ученые-земельщики насчитали до 140 статей в действующем законодательстве, способствующих коррупции.
"Совершенно обделенным оказалось Минагрополитики, которое, в сущности, потеряло управленческие вожжи за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения. Фактически Госгеокадастр - центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляет и координирует Кабинет министров через вице-премьера - министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем предложения о формировании государственной политики по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения Госгеокадастр будет вносить на рассмотрение министра аграрной политики и продовольствия. Следовательно, будет подотчетен и МинАП. Двойное подчинение - это, по сути, деятельность между молотом и наковальней, которые не будут знать покоя из-за отличия подходов в управлении земельными ресурсами", - подытоживает автор.
Подробнее о реформировании Госземагенства и влиянии этого на земельные отношения читайте в статье Владимира Чопенко "Земля без органа" в ZN.UA.