Реформа НУШ должна была разгрузить детей средних классов, но не получилось

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Михаил Девдера объяснил, почему реформа НУШ не смогла решить проблемы загруженности учеников 5-9 классов.

Несмотря на все сложности, реформа НУШ в этом году начнется в 5 классах, как это планировалось ранее. Учебная программа будет новой, а вот некоторые проблемы — старые. К примеру, перегруженность учащихся. И она усилится при обучении онлайн, когда школьники часами будут сидеть перед экранами гаджетов. Почему так и что делать, объяснил Михаил Девдера в статье ZN.UA «Перегрузка уроками в школе: что делать?»

Так, по типовому учебному плану в пятом классе было 13 предметов, шестом – 15, седьмом – 18, восьмом 17, девятом – 18. В то же время нынешний МОН утверждает Типовую образовательную программу (ТОП) для 5-9 классов, по которой в 5-м классе 13 учебных дисциплин, шестом – 14, седьмом – 15, восьмом и девятом – 19.

При этом в утвержденном Министерством здравоохранения «Санитарном регламенте для учреждений общего среднего образования» повторены старые нормы по организации урочного процесса (продолжительность уроков, перерывов, выполнение домашних заданий, условия применения ТЗН). А в приложения внесено то, что прописано новой образовательной программой, прежде всего, количество предметов и объемы времени на их изучение. Это уже сейчас – норма Санитарного регламента.

«Создается впечатление, что эти санитарные нормы писались на основе типичной образовательной программы МОНУ, хотя с точки зрения логики все должно быть как раз наоборот», – отметил Девдера.

Автор также обращает внимание, что в «Гигиенических правилах составления расписания учебных занятий», являющихся приложением к Санитарному регламенту, продуктивные дни недели – это вторник, среда, четверг; продуктивные уроки дня – второй, третий, четвёртый.

«Так это получается, что благоприятные условия только для девяти уроков из 36 недельных. В девятом классе (по типовой образовательной программе) в это количество должны войти три урока украинского (ВНО еще не отменяли) и два иностранных (по всем особенностям – едва ли не самый тяжелый из предметов) языков и еще 5 уроков математики. Это уже 10, а не 9», – пишет автор.

При этом физика, химия, биология, география, информатика (это совокупно 11 часов) уже в этот график не вдавятся. Выходит, что их нужно давать либо в непродуктивные дни, либо в малопродуктивные часы, когда учащиеся уже просто не способны нормально работать. А уже для «гуманитарных дисциплин» остается остальное время – когда те же ученики уже совсем никакие физически. Ибо эти дисциплины – это сплошь «развлечение», а не продуктивная учебная деятельность.

«Не надо большого ума, чтобы, учитывая чисто очерченные мной показатели гигиенических правил, прийти к выводу: большинство из 36 недельных уроков обречены быть проведенными в то время, которое по тем или иным причинам не благоприятно для продуктивной учебной работы. Но жизненный ресурс школьников они будут постоянно забирать чуть ли не больше, чем уроки продуктивные», – отметил Девдера.

Поэтому первое, что автор бы советовал сделать, это все-таки увидеть и честно признать, что наши школьники оказались в очень неблагоприятных условиях. Эти условия сами по себе все больше ухудшают производительность их учебной деятельности и разрушают здоровье, которого и так не очень много.

«Второе: привести учебный процесс к оптимальным параметрам хотя бы из-за обещанной интеграции нескольких предметов в один. Третье: учим детей справляться в условиях информационных стрессов и перегрузок, защищаться от них не бегством от учебного процесса (сейчас это делают чуть ли не 80% «соискателей»), а разумным урегулированием своего участия в нем. Но делаем это не через внедрение еще одного «предмета», а через эффективную и привлекательную организацию ежедневной деятельности образовательных учреждений в любой момент этой деятельности. Чтобы каждый выпускник школы выходил из стен образовательного учреждения не «фаршированной рыбой», а духовно и физически развитой личностью, способной к полноценной жизни», – подытожил Девдера.

Напомним, по предварительной информации, обучение в школах будут проводить очно, а во время тревоги уроки продолжат в укрытиях. В МВД обозначили ситуацию с готовностью заведений к вражеским ударам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме