Украинская пенитенциарная система на данный момент находиться в неудовлетворительном состоянии. В частности, систематически нарушаются права заключенных, государственные средства используются нерационально и так далее. В своей статье для ZN.UA заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов рассказал о том, как можно исправить ситуацию.
Одним из шагов автор называет перепрофилирование пенитенциарных учреждений, которе есть в Украине, по принципу "все режимы в одном месте" - от минимального до максимального уровней безопасности, с их расположением по два-три в каждой области.
"Объясню на цифрах. Всего в Украине 148 УИН и СИЗО. Действующих, как указал выше, 121. Их плановое наполнение - более 112 тысяч человек, а фактически там находится вдвое меньше. Таким образом, в наличии перекос: переполненные СИЗО, такие как Киевское и Одесское, и немалое число полупустых колоний, где на одного заключенного приходятся два-четыре сотрудника. Таким образом, наблюдается неэффективное и нерациональное использование и государственных средств, и имущества", - отмечает Мамедов.
По его словам, нужно провести аудит, чтобы выяснить оптимальное количество пенитенциарных учреждений. Также стоит разработать алгоритм продажи режимных объектов учреждений исполнения наказаний. Это поможет продать законсервированное имущество, которое не используется, но удерживается за государственный счет. Как отметил Мамедов, ориентировочно для равномерного содержания осужденных и заключенных в Украине нужно 55-60 учреждений.
Также нужно учесть возможность содержания людей недалеко от их места жительства. Автор пишет, что места несвободы должны располагаться так, чтобы быть логистически удобными в рамках своего региона. К тому же приближение места отбытия наказания уменьшит растраты на этапирование заключенных на большие расстояния.
Мамедов отмечает, что для оптимизации числа пенитенциарных учреждений необходимо сократить штатный персонал. По его словам, во многих странах число персонала определяют из расчета "один работник на четырех заключенных". В Украине же эта пропорция 1 к 3. Поэтому уменьшение количества учреждений может коснуться 30–40% персонала. Ресурсы, которые станут свободными после сокращения персонала, Мамедов предлагает направить на повышение зарплат тем, кто остался работать.
По словам Мамедова, после повышения зарплат стоит модернизировать систему охраны и завершить начатую уже автоматизацию. Также сэкономить средства из госбюджета можно за счет отмены отдельных видов наказания, например в виде ареста.
"Кроме наказания, он не обеспечивает никакой иной цели и полноценной ресоциализации, а ежегодно под этот жесткий вид наказания подпадают до 400 человек", - отмечает автор.
Улучшить условия содержания можно путем создания системы пенитенциарных учреждений разных форм собственности. То есть тюрьмы можно передать в частное управление и "лизинг" труда.
К примеру, частное управление тюрьмами действует в Великобритании. При этом главная инспекция тюрем проверяет частные учреждения также как и государственные. У всех частных тюрем есть контролер из Национальной службы управления правонарушителями, действующей в составе Министерства юстиции.
"Стимулом для вкладывания капитала частными инвесторами в "тюремную" систему являются определенное государственное финансирование на содержание заключенных и возможность их использования как дешевой рабочей силы. Прибыль, полученная от реализации программ привлечения заключенных к труду, используется для уплаты налогов, оплаты предоставленных услуг по проживанию и питанию, для реабилитации жертв преступлений", - пишет Мамедов.
Однако, систему частных тюрем в мире критикуют из-за наличия серьезных нарушений прав человека и принципов исполнения наказаний.
"Однако, с рациональной точки зрения, привлечение бизнеса может быть полезным. По нашему мнению, путем внедрения в учреждениях исполнения наказаний оптимальной системы аутсорсинга. Имеется в виду предоставление готовых качественных услуг по питанию, обучению, лечению, клинингу, охране и т.п. То есть исчезает необходимость в обслуживающем и хозяйственном подразделениях, а руководитель колонии будет иметь возможность самостоятельно контролировать качество и количество услуг, предоставленных на основании заключенных соглашений", - пищет автор.
Мамедов добавил, что изменения в Конституцию предусматривают ликвидацию функции надзора прокуратуры над пенитенциарными учреждениями после создания двухуровневой системы пенитенциарных инспекций внутренней и внешней. По его словам, для того, чтобы иметь перспективу в данном направлении, нужно постепенно передавать функции надзора. Параллельно с этим нужно принять изменения в системе исполнения наказаний и пробации. При этом провести и реформирование надзорных полномочий.
"Речь идет об организации системного межведомственного контроля и мониторинга специалистами соответствующих государственных и правоохранительных органов, то есть пилотную модель первого или внешнего уровня инспектирования", - отмечает Мамедов.
При этом инспектировать пенитенциарные учреждения, а также реагировать на факты нарушений, будут на основе меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии с омбудсменом, институтами гражданского общества, правозащитниками. Прокуратура же будет координировать эти процессы. Это позволит сохранить эффективность контроля, а инспектирование даст возможность беспрепятственного и регулярного доступа к местам лишения свободы, привлечения специалистов разных направлений, встреч с узниками, доступа к служебным документам, общения с персоналом учреждений, внесения актов реагирования, обязательных для исполнения.
Подробнее читайте в статье Гюндуза Мамедова "Как сдвинуть с места реформу пенитенциарной системы: план есть, надо действовать" для ZN.UA.