Для того чтобы обеспечить достаточное количество «технических» специалистов, необходимых для быстрого и качественного восстановления Украины, парламент и правительство должны уже сейчас заниматься решением проблем профтехобразования в нашем государстве, пишет глава подкомитета по вопросам профессионально-технического и профессионального высшего образования профильного комитета Верховной Рады Оксана Коваль в статье «Кто будет восстанавливать Украину после войны» для ZN.UA. Она назвала самые востребованные технические профессии и объяснила, почему их мало кто выбирает.
В частности, среди основных нерешенных проблем в профтехобразовании, требующих решения в ближайшее время – это неоправданно низкий престиж профессионального образования и стереотипное отношение к «техническим» профессиям. К этому прибавляется и недостаточный спрос среди абитуриентов. Это привело к тому, что число соискателей профессионального образования за годы независимости Украины сократилось примерно в 2,5 раза.
Кроме того, среди потенциальных учеников существует представление, что выпускникам заведений профессионального образования трудно устроиться на работу. Хотя, согласно данным Государственной службы статистики, труднее всего трудоустроиться людям с высшим образованием юриста, менеджера, экономиста или бухгалтера. В то же время большая часть вакансий обычно – это «технические» рабочие профессии, как слесари или сварщики», – отметила Коваль.
При этом война только актуализировала спрос на таких работников. В топе запросов – агрономы, машинисты экскаватора и строительной техники, водители, сварщики и слесари. А предлагаемые зарплаты таким специалистам составляют 20-40 тысяч гривен.
К тому же Коваль обратила внимание, что расходы на образование в Украине используют не слишком эффективно. Хотя Бюджетным кодексом они и предусмотрены в размере 7% от ВВП и, по данным OECD, являются крупнейшими среди стран Европы. В частности, расходы на обеспечение профтехобразования по профессиям общегосударственного значения составляют всего 1,8% всего образовательного бюджета на 2022 год.
«Поэтому задача государства системно отвечать на все вызовы в профтехобразовании: повышать престиж образования и работы преподавателей, развивать и модернизировать сеть учебных заведений, развивать дуальную форму профобразования и стимулировать участие в этом работодателей, обеспечивать адекватный реалиям механизм и достаточный объем финансирования сферы и развивать публично-частное партнерство. Если эти шаги будут выполнены, Украина сможет обеспечить надлежащее развитие профобразования и подготовку необходимого количества специалистов, чтобы как можно быстрее восстановить Украину после войны», – подытожила Коваль.
Ранее Украинский центр оценки качества образования опубликовал календарь проведения национального мультипредметного теста (НМТ), который в этом году заменил традиционное ВНО в связи с войной. Запланировано три сессии НМТ.